Ценность – термин, используемый в философии и науках об обществе для указания на человеческое и культурное значение определенных явлений действительности. Понятие ценности помогает описать собственное отношение конкретного человека или конкретного общества к бытию природы и социума вообще, а также к его конкретным проявлениям. Изучение ценностей позволяет т.о. судить о месте человека в мире и о том, как он сам воспринимает это свое положение.

Философское учение о ценностях и их природе называется аксиологией (от греч.axios – ценность и logos – учение). В литературе можно также встретить аналогичный по содержанию термин «общая теория ценностей».

Проблема ценностей в предельно широком значении неизбежно возникала в эпохи обесценивания культурной традиции и дискредитации традиционных устоев общества. Кризис афинской демократии заставил Сократа поставить вопрос: «Что есть благо?» Это и есть основной вопрос аксиологии.

В античной и средневековой философии ценностные характеристики включались в само понятие реальности, истинного бытия. Вся традиция идеалистического рационализма от Платона до Гегеля отличается нерасчлененностью онтологии и аксиологии, бытия и ценности.

Ценностью являлось в первую очередь само истинное бытие – бытие идей, бытие бога или бытие мирового духа. Существование конкретных вещей обладало ценностью в силу их причастности идеям или в той степени, в которой они отражали свою идеальную субстанцию. Это позволяло говорить об абсолютном характере ценностей и выстраивать четкую иерархию, где ценность явления была тем ниже, чем больше в нем было чисто природного, материального, и тем выше, чем больше в нем было социально, духовно значимого.

Например, объекты неживой природы воспринимались как наименее причастные бытию, в них первенствовала почти лишенная света «мирового ума» материя. Значительно выше ценились наиболее совершенные образцы ремесла и искусства, которые  благодаря усилиям мастера гораздо больше соответствовали своим идеальным прообразам, чем любой природный объект. Наконец, предельной ценностью обладали духовные состояния личности, в которых истинное бытие открывалось непосредственно, - разного рода духовные экстазы, мистические озарения и т.д.

Сам человек в рамках такого подхода обладает ценностью потому, что является одной из ипостасей нисхождения идеальной субстанции (бога, абсолютной идеи) в мир. Это приводит к ценностному приоритету духовной жизни человека перед телесной, материальной, а также к представлению о господстве человека как высшего существа над менее причастным бытию и потому менее ценным окружающим миром.

Аксиология как самостоятельная область философского исследования возникает тогда, когда понятие бытия расщепляется на два элемента: реальность и ценность как объект разнообразных человеческих желаний и стремлений. Главная задача аксиологии – показать, как возможна ценность в общей структуре бытия и каково ее отношение к «фактам» реальности.

Впервые употребляет понятие ценности в специальном, узком смысле И.Кант. Предпосылкой аксиологии у него является  разведение сущего и должного, реальности и идеала. Ценности – это требования, обращенные к воле; цели, стоящие перед человеком; значимость тех или иных факторов для  личности. Это связано с общей переориентацией кантовской философии на проблему человека (ее основной вопрос – «Что есть человек?»)

Можно выделить следующие основные подходы к определению природы ценностей:

I. Натуралистический психологизм (А.Мейнонг, Р.Б.Перри, Дж.Дьюи, К.И.Льюис) рассматривает ценности как  объективные факторы реальности, которые эмпирически наблюдаемы, а их источник связывает с биологическими и психологическими потребностями человека. С этой точки зрения любой предмет, удовлетворяющий какую-либо потребность людей, является ценностью. Ключевым изъяном психологизма является то, что интерпретация ценности как опытно обнаруживаемого феномена означает сведение ценности к факту, т.е. смешение ценности с предметной реальностью.

II. Аксиологический трансцендентализм (В. Виндельбанд, Г.Риккерт). Здесь ценность – не объективная реальность, а идеальное бытие. Ценности рассматриваются как не зависимые от человеческих желаний. Это добро, истина, красота, которые имеют самодостаточное значение, являются целями сами по себе и не могут служить средством для каких-то иных целей. Ценность, таким образом, - это не реальность, а идеал, носителем которого является «сознание вообще», т.е. трансцендентальный субъект. Кроме того, ценности рассматриваются в этой концепции как нормы, которые не зависят от человека и образуют общую основу конкретных ценностей и культуры.

III. Персоналистический онтологизм. Наиболее видный представитель этого направления М.Шелер утверждал объективный характер ценностей. По его мнению, они образуют онтологическую основу личности. Но ценности, находящиеся в предметах, не следует отождествлять с их эмпирической природой. Так же, как, например, цвет существует независимо от предметов, которым он принадлежит, так и ценности (приятное, величественное, доброе) могут созерцаться вне зависимости от тех вещей, свойствами которых они являются. Познание ценностей и их созерцание основано в конечном счете на чувстве любви или ненависти.  Ценности тем выше, чем они долговечнее и чем выше удовлетворение, которое мы от них получаем. В этом смысле наименее долговечными являются ценности, связанные с удовлетворением чувственных желаний и с материальными благами. Более высокие ценности – это ценности «прекрасного» и «познавательные» ценности. Высшей ценностью является идея «святого», идея Бога, а любовь к Богу рассматривается как высшая форма любви. Все ценности имеют поэтому свою основу в ценности божественной личности.

Попытки освободить аксиологию от религиозных предпосылок (Николай Гартман) порождают проблему независимого существования сферы ценностей.

IV. Культурно-исторический релятивизм. У истоков этого направления стоял Дильтей. В основе культурно-исторического релятивизма лежит идея аксиологического плюрализма, т.е. множественности равноправных ценностных систем, опознаваемых с помощью исторического метода. По существу это есть критика самой программы общей теории ценностей как абстрагирования от культурно-исторического контекста и произвольного увековечивания какой-либо одной системы ценностей. Для многих последователей Дильтея был характерен интуитивистский подход к истолкованию ценностного смысла культур (Шпенглер, Тойнби, Сорокин).

V. Социологизм. М.Вебер в своей «понимающей социологии» воспринял у неокантианцев представление о ценности как норме, способом бытия которой является значимость для субъекта, и применил его к интерпретации социального действия и социального знания. В дальнейшем у Знанецкого и особенно в школе структурно-функционального анализа (Парсонс) понятие ценности приобрело обобщенно методологический смысл как средство выявления социальных связей и функционирования социальных институтов. Считалось, что социальная система любого масштаба предполагает существование неких разделяемых всеми общих ценностей.

В современной литературе также существуют разные точки зрения по вопросу о природе ценностей и их понятии. В частности, ценность рассматривается как предмет, имеющий какую-либо пользу и способный удовлетворять ту или иную потребность человека; как идеал; как норма; как значимость чего-либо вообще для человека или социальной группы и т.д. Все эти понимания отражают определенную реальную сторону ценностей, и их надо рассматривать не как взаимоисключающие, а как взаимодополняющие общую теорию ценностей. Они имеют разные основания и связаны с  разными субъектами ценностного отношения. Поэтому каждый из подходов имеет право на существование, ибо он отражает то или иное реально существующее в социальной действительности ценностное отношение.  В этом плане даже религиозные ценности, связанные с верой в сверхъестественное, являются также реальными ценностями, которые служат ориентиром в жизни верующих, обусловливают нормы и мотивы их поведения и поступков.

Ценность – это понятие, указывающее на культурное, общественное или личностное значение (значимость) явлений и фактов действительности.

Все многообразие мира может выступать в качестве «предметных ценностей», т.е. оцениваться с точки зрения добра и зла, истины и лжи, прекрасного и безобразного, справедливого и несправедливого и т.д. К таким ценностям относятся предметы материальной и духовной деятельности людей, социальные отношения и включенные в их круг природные явления, имеющие для человека положительное значение и способные удовлетворять их многообразные потребности.

Другим видом ценностей являются «субъектные ценности», к которым относятся установки, оценки, требования, запреты и т.д., выраженные в форме норм. Они выступают ориентирами и критериями деятельности людей. Таким образом, в центре понимания ценностей находится ценностное отношение человека к миру, сторонами которого и являются «предметные ценности» и «субъектные ценности».

Ценности всегда являются человеческими ценностями и носят социальный характер. Они формируются на основе общественной практики, индивидуальной деятельности человека и в рамках определенных конкретно-исторических общественных отношений и форм общения людей.

На ценностное восприятие и процесс формирования ценностей оказывают влияние все сколько-нибудь значимые факторы  человеческого существования – биологические, социальные, психические и т.д. Их индивидуальное сочетание обусловливает личностный характер ценностей человека, который, однако, не отрицает наличия общечеловеческих ценностей. Не следует только думать, что общечеловеческие ценности существуют наряду с индивидуальными ценностями. Общечеловеческие ценности – это в то же время и индивидуальные, личностные ценности. И каждая личность по-своему их воспринимает и осознает.

На базе человеческой практики, потребностей и социальных отношений возникают интересы людей, которые непосредственно обусловливают заинтересованность человека в чем-то. Поэтому если говорить коротко, что же такое ценность, то можно воспользоваться формулировкой Т. Шибутани: «Об объекте можно сказать, что он обладает ценностью, если к нему проявляют какой-то особый интерес».

Ценности образуют сложную систему, специфическую для каждого конкретного типа общества. В ней выделяются следующие типы ценностей:

1)    смысложизненные;

2)    витальные;

3)    общественного признания;

4)    межличностного общения;

5)    политические;

6)    утилитарные.

Существуют и другие способы и принципы классификации ценностей (ценности-цели и ценности-средства; материальные и духовные, положительные и отрицательные ценности).

Ценности различаются по содержанию: наслаждение, польза, слава, власть, безопасность, красота, истина, добро, счастье и т.д. Ценности различаются по знаку — на положительные, и отрицательные: наслаждение — страдание, польза — вред, слава — позор, власть — подвластность, безопасность — опасность, красота — безобразие, истина — ложь, добро — зло, счастье — несчастье и т.д. Одни ценности принято относить к практическим, другие — к духовным. Ценности также принято разделять на высшие и низменные. Речь не идет, конечно, о том, что положительные ценности — возвышенны, а отрицательные — низменны. Положительность и отрицательность определяется тем, отвечают ли ценности потребностям и интересам человека или нет. Для деления же ценностей на высшие и низшие необходим иной критерий. Различение возвышенного и низменного, духовного и плотского при кажущейся очевидности этих слов в обычной речи отнюдь не однозначно.

Ценности формируются в результате осознания субъектом своих потребностей в соотнесении с возможностями их удовлетворения, т.е. в результате ценностного отношения. Ценностное отношение не возникает до тех пор, пока субъект не обнаружит для себя проблематичность удовлетворения возникшей потребности. Оценочное отношение реализуется в акте оценки, которая включает в себя субъект оценки, оцениваемый предмет или явление, эталон оценки и процесс сличения эталона с этим предметом или явлением. Ценностное отношение выступает необходимым компонентом ценностной ориентации деятельности и отношений, которая выражается в ценностной установке. Ценностная установка – это предрасположенность субъекта ценностного отношения к определенному объекту оценки. Ценностные установки вырабатываются обществом в процессе общественно-исторической деятельности и общения поколений в процессе социализации. Осознание индивидами содержания ценностных установок образует мотив деятельности и общения.

Ценности личности образуют систему ее ценностных ориентаций, под которыми имеется в виду совокупность важнейших качеств внутренней структуры личности, являющихся для нее особо значимыми. Ценностные ориентации закрепляются жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и отграничивают значимое, существенное для данного человека от незначимого, несущественного. Совокупность сложившихся, устоявшихся ценностных отношений образует своего рода ось сознания, обеспечивающую устойчивость личность, преемственность определенного типа поведения и деятельности, выраженную в направленности потребностей и интересов. Ценностные ориентации выступают важнейшим фактором, определяющим мотивацию личности.

Основное содержание ценностных ориентаций – мировоззренческие убеждения человека, глубокие и постоянные привязанности, нравственные принципы поведения. В силу этого в любом обществе ценностные ориентации личности оказываются объектом целенаправленного воспитания.

Ценностные ориентации действуют как на уровне сознания, так и на уровне подсознания, определяя направленность волевых усилий, внимания, интеллекта. Механизм действия ценностных ориентаций связан с необходимостью разрешения противоречий и конфликтов в мотивационной сфере, в наиболее общей форме выраженных в борьбе между долгом и желанием, мотивами нравственного и утилитарного порядка.

Развитые ценностные отношения – признак зрелости личности, показатель меры ее социальности. Устойчивая и непротиворечивая совокупность ценностных ориентаций обусловливает такие качества личности, как цельность, надежность, верность определенным принципам и идеалам, способность к волевым усилиям во имя этих идеалов и ценностей, активность жизненной позиции. Противоречивость в ценностных ориентациях порождает непоследовательность в поведении. Неразвитость ценностных ориентаций – признак инфантилизма, господства внешних стимулов во внутренней структуре личности, непосредственность воздействия объекта стремления на потребность.

В социологии изучается распространенность ценностных ориентаций и сила их мотивационного воздействия в массовом сознании. Выделяются ценностные ориентации на труд, семью, образование и иные сферы самоутверждения индивида.