Предметом философии являются всеобщие  свойства  и  связи  (отношения) действительности    -    природы,    человека,     отношения     объективной действительности и субъективизма мира, материального и идеального,  бытия  и мышления. Где всеобщее  -  это  свойства,  связи,  отношения,  присущие  как объективной действительности, так и субъективному миру человека.          Функции философии:   МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ состоит в  том,  что  философия,  давая  людям целостный взгляд на мир, позволяет им определить свое место и  роль  в  этом мире,  делает  каждого  человека   сознательным   участником   общественного прогресса, ставит перед  ним  общечеловеческие  цели  и  задачи  социального плана. Немецкий мыслитель Гегель справедливо писал о том,  что  философия  - это эпоха, схваченная в мыслях.    КУЛЬТУРОГЕННАЯ ФУНКЦИЯ философия состоит в том, что она выявляет и формирует т.н. универсалии культуры - наиболее общие идеи и представления о мироздании, моральные, художественные общечеловеческие принципы и ценности, а также наиболее общие понятия (категории), отражающие наиболее общие связи, отношения вещей, В области культуры философия также выполняет важную критическую функцию. Она вскрывает ошибки и заблуждения, отвергает устаревшие догмы и стереотипы и служит генератором принципиально новых идей.   МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ философии состоит в  том,  что  она,  раскрывая всеобщие законы, принципы и основы существования и развития мира, тем  самым создает и формирует  общий  метод  познания  этого  мира  и,  следовательно, выступает  как  стратегия  процесса  познания  в  каждой  отдельной  области знания.   ИНТЕГРАЦИОННАЯ ФУНКЦИЯ философии состоит  в  той,  что  она  объединяет, интегрирует отдельные области знания  в  целостную  систему.  Это  позволяет каждому узкому специалисту видеть  свою  область  знания  или  творчества  в контексте общих мировых связей, мировых  процессов  и,  следовательно,  дает ему возможность более глубоко познать ее.

   ФИЛОСОФИЯ И ИСКУССТВО. В этот процесс общекультурного синтетического диалога органично встраивается искусство. Его многое сближает с философией. Фундаментальные философские идеи зачастую высказываются в художественной форме (изобразительной, словесной, музыкальной и т.д.), а многие значительные деятели литературы и искусства являются одновременно не менее значительными философами-мыслителями. Достаточно указать на Парменида и Тита Лукреция Кара, Ницше и Германа Гессе. Один из самых ярких примеров художественного философствования в мировой культуре – Легенда о великом инквизиторе из романа Ф.М.Достоевского Братья Карамазовы.

Однако несмотря на всю близость, между философией и искусством все же пролегает глубокая межа. Дело в том, что язык философии – это язык философских категорий и по возможности строгих доказательств. Эмоции, апелляции к личному опыту, фантазии и воображение – здесь скорее исключение, чем правило. Но без этого-то как раз не может существовать подлинное искусство. Его стихия – личностное переживание и сопереживание, исповедь и страсть, полет фантазии и эмоциональный катарсис (очищение). Язык искусства в литературе и живописи, театре и танце – это язык художественных образов, метафор и символов, принципиально исключающих строгое и однозначное понимание, что так желательно для философии.