Философия Древнего Востока носит легендарный характер. Она поражает и привлекает своими таинствами и загадками. Причем легенды – не отвлеченность, а сама реальность, выраженная в образно-символической форме. Восточный человек – утонченный мечтатель, задумавшийся о тайнах мироздания. Восточный мир многие тысячелетия жил своей особой, созерцательной жизнью. Запад исследовал законы природы. Восток исследовал законы космоса. Запад исследовал извне – путем внешнего опыта, рационального анализа. Восток исследовал изнутри – путем рефлексии, интуитивного синтеза. Запад исследовал преимущественно мир физический. Восток исследовал в большей степени мир психический, духовный. Запад достиг вершин науки и техники. Восток достиг вершин в изучении человеческой души. Запад умен. Восток мудр. Запад – ширь. Восток – глубь. Запад жив материальным действием, Восток – духовностью, мечтой.

Запад и Восток представляют собой противоположные цивилизационные типы.

Западный тип оформляется к XVII веку.

Запад: предмет познания – внешний мир, природа.

1)    Идея преобразования мира.

2)    Понимание природы как неиссякаемой кладовой ресурсов.

3)    Идея господства человека над природой и обществом.

4)    Взгляд на человека как на рациональное, природное и социальное существо.

5)    Тип мышления и отношения к миру – технократический. В его основе – идея «овладения» миром с помощью науки и техники, «покорение» природы. Технократический подход берет верх. Ему противостоит гуманистический подход.

Древний Восток: предмет познания – внутренний мир человека:

1)    Идея единства человека и космоса (антропокосмизм), человека и мира. Идея сохранения мира.

2)    Понимание природы как храма, а не кладовой, не мастерской.

3)    Гармоническое взаимодействие в системе «человек, общество, природа». Преодоление отчуждения человека от космоса, природы. Коэволюция космических и социальных законов. Преобразование человека согласно космическим законам. Космосом управляют не только физические, но и нравственные законы (справедливости, любви).

4)    Взгляд на человека как на космическое, духовное существо. Он не только рационален, но и иррационален и трансрационален.

5)    Тип мышления и отношения к миру – гуманистический. В его основе – идея сохранения мира на основе духовно-нравственного преобразования человека, его внутреннего совершенствования.
Философия в системе античной культуры. Космоцентризм античной философии. Милетская школа. Эфесская школа.

В истории античной философии принято различать следующие периоды: Ранний период греческой философии  VII в. до н.э. — сер. V в. до н.э. Классический период греческой философии     втор. пол. V — нач. IV в. до н.э. Эллинистический период греко-римской философии     втор. пол. IV в. до н.э. — 529 г. н.э. Со стороны истории античную философию делят на пять периодов:–натуралистический период (основное внимание уделяется Космосу и природе – милетцы, элеаты, пифагорейцы);– гуманистический период (основное внимание уделяется проблемам человека, прежде всего это этические проблемы; Сократ и софисты);– классический период (это грандиозные философские системы Платона и Аристотеля);– период эллинистических школ (основное внимание уделяется моральному обустройству людей – эпикурейцы, стоики, скептики);– неоплатонизм (универсальный синтез, доведенный до представления о Едином Благе). Античная философия исследует разные проблемы: натурфилософские; онтологические; гносеологические; методологические; эстетические; логические; этические; политические; правовые. Познание рассматривается как: эмпирическое; чувственное; рациональное; логическое. Разрабатывается проблема логики, большой вклад в ее изучение внесли Сократ, Платон и Аристотель. Социальная проблематика содержит широкий спектр тем: государство и закон; труд; управление; война и мир; желания и интересы власти; имущественное деление общества. По мнению античных философов, идеальный правитель должен обладать такими качествами, как познание истины, красоты, блага; мудрость, мужество, справедливость, остроумие; у него должно быть мудрое равновесие всех человеческих способностей. Античная философия оказала большое влияние на последующую философскую мысль, культуру, развитие человеческой цивилизации.  Космоцентризм (характерен для раннего периода античной философии), т.е. центральной проблемой философии был вопрос о Космосе: его устройстве (космология) и происхождении (космогония). Вопрос о происхождении Космоса был непосредственно связан с представлениями об исходном первоначале (или первоначалах) бытия.Из всех трудов философов раннего периода до нас не дошло ни одной целой работы. Сохранились лишь отдельные фрагменты — в виде цитат у более поздних античных авторов. Самой древней философской школой является Милетская (VII–V вв. до н. э.). Ее родоначальники:– Фалес – астроном, политический деятель, он произвел переворот в мировоззрении, предложив идею субстанции – первоосновы всего, обобщив все многообразие в единосущее и усмотрев начало всего в воде;– Анаксимен – первоначалом всего предложил воздух, видя в нем бесконечность и легкость изменяемости вещей; – Анаксимандр – первым предложил оригинальную идею бесконечности миров, за первооснову сущего он принял апейрон (неопределенную и беспредельную субстанцию), части которой изменяются, целое же остается неизменным. Милетцы своими воззрениями положили начало философскому подходу к вопросу происхождения сущего: к идее субстанции, т. е. к первооснове, к сущности всех вещей и явлений мироздания. Эфесская школа. Приблизительно во второй половине VI в. до и. э. возникает сильная философская школа, связанная с именем философа Гераклита из Эфеса: первоначалом всего сущего считал огонь; вывел закон единства и борьбы противоположностей – ключевой закон диалектики (наиболее важное философское открытие Гераклита);считал, что весь мир находится в постоянном движении и изменении («в одну и ту же реку нельзя войти дважды»);был сторонником круговорота веществ в природе и цикличности истории; признавал относительность окружающего мира («морская вода грязная для человека, но чистая для рыб», в разных ситуациях один и тот же поступок человека может быть и хорошим, и плохим); всеобъемлющим, всепроникающим божеством считал Логос – Мировой Разум; выступал за материальность человеческой и мировой души; был сторонником чувственного (материалистического) познания окружающей действительности; движущей силой всех процессов считал борьбу: «война (борьба) есть отец всему и мать всему».