Христианство возникло в I в. н.э. в восточной провинции Римской империи — Палестине, и во II—III вв. широко распространилось по всей империи и даже за ее пределами. Развитие христианской философии в I—III вв. шло крайне медленно и было связано с рядом трудностей. Так, ряд видных идеологов христианства (Тертуллиан, Иустин, Татиан и др.) утверждали, что христиане вообще не нуждаются ни в какой философии, поэтому вся предшествующая философия должна быть просто отброшена. Другие же полагали, что философия может помочь обосновать и разъяснить христианскую веру. И для этого можно использовать даже идеи язычников, предварительно очистив их от собственно языческого содержания. На формирование христианской философии значительное влияние оказало учение иудейско-эллинистического философа Филона Александрийского. Первые философские идеи христианского вероучения можно обнаружить в библейских (новозаветных) текстах: в Евангелии от Иоанна и в Посланиях апостола Павла. Первыми попытками собственно философского осмысления идей христианства можно считать гностицизм, учение Оригена, апологетику и патристику. Важнейшее место в христианской теологии и философии заняла сотериология — учение о спасении, т.е. о путях обретения райского блаженства и приближения к Богу. Филон (кон. I в. до н.э.- сер. I в. н.э.) Филон первым попытался философски осмыслить религиозные идеи иудаизма, соединить Откровение и философию.(Основные труды. «О жизни созерцательной», комментарии на книги Ветхого Завета (главным образом на «Бытие»). Человек — это соединение души и тела. Душа — носитель божественного начала в человеке; она существует до рождения тела, душа бессмертна, она источник движения и деятельности, в ней заключено все, что помогает человеку возвыситься. Тело человека материально, бездеятельно и косно, в теле находится все худшее, что тянет человека вниз, тело — темница для души. Человек в силу своей телесности является изначально греховным существом, тот, кто прожил хотя бы один день, уже нечист. Поэтому в силу своей греховности все люди равны перед Богом. Целью человеческого существования является подражание Богу. Для этого необходимо покаяние, отречение от мира, аскетический образ жизни, очищение от страстей.

Ориген (185—253/254) (Основные труды. «Творение», «Против Цельса») Следуя Филону Александрийскому, Ориген разработал учение о трех уровнях смысла Библии:• телесном — буквальном;• душевном — моральном;• духовном — философско-мистическом. Три вида существ: Ангелы устремились к Богу, Демоны отвратились от Бога, Люди некоторое равновесие в душе между устремленностью к Богу и от Него. Ориген утверждает неизбежность полного спасения, т.е. возвращения к Богу (апокатастасис) для всех духов, включая дьявола, и, соответственно, временность адских мук. Гностицизм-   течение   пытавшееся   объединить    христианство    с нехристианскими  элементами, утверждающее, что мир познаваем. ( Фалес, Пифагор, Героклит, Демокрит, Сократ, Аристотель, Эпикур. ) Присуща  черта  дуального  объяснения  мира  – борьба  материи  (носителя  зла)  с   духом(носителем   добра)    и    имеет космическое  значение.  Гностики  различают  всеблагого  бога  искупителя  и подчинённого ему (враждебного) бога творца. Термин «апологетика» происходит от греческого слова «апология», что значит «заступничество, оправдание». Апологетикой называется течение в христианской теологии и философии, выступавшее в защиту христианского вероучения — в основном в период формирования христианства и борьбы с язычеством Время наиболее интенсивного развития апологетики — II—V вв. Необходимость защиты христианства по трем направлениям. Иудеи Доказать, что пришествие Христа было предсказано в Ветхом Завете и что христианство по воле Божьей приходит на смену иудаизму Язычники Перевести истины Откровения на язык разума, т.е. дать рациональное и философское обоснование христианскому вероучению Римские власти Доказать правительству свою лояльность Центральная проблема — отношение между разумом и верой, языческой философией и христианским вероучением.