Термин происходит от латинского «pater» — «отец». Патристикой называется религиозно-философское учение крупнейших философов и богословов периода раннего христианства и прежде всего так называемых отцов церкви, т.е. богословов, чьи учения сыграли доминирующую роль в формировании христианской ортодоксальной теологии. Основное время развития патристики — III—VIII вв. Догматы христианского вероучения утверждались и отшлифовывались в ожесточенной полемике как в философско-религиозных сочинениях, так и в дебатах на многочисленных соборах, в том числе Вселенских. Окончательное решение этих вопросов принималось именно на Вселенских соборах. Важнейшими проблемами философско-теологического характера, обсуждавшимися в патристике, были:• троичность Бога и соотношение между божественными ипостасями («споры о Троице»);• природа Христа — божественная, человеческая или богочеловеческая (христологическая проблема);• соотношение свободы и благодати;• отношение веры и разума. В истории патристики выделяют два периода: раннюю (II—III вв.) и зрелую (III—VIII вв.). К ранней патристике принято относить и тех философов-богословов, чьи учения позднее были приняты не полностью и чьи взгляды по отдельным вопросам были осуждены церковью (Тертуллиан, Климент Александрийский, Ориген, Евсевий Кесарийский). Они считаются лишь церковными писателями, а не отцами церкви. Кроме того, патристику принято делить на восточную и западную. Учения западных отцов церкви (и особенно — Аврелия Августина) сыграли ведущую роль в развитии католической теологии и философии, а учения восточных — православной. В католической церкви принимались особые постановления, определяющие список отцов церкви (который пополнялся именами теологов более позднего времени), в православной церкви канонические постановления такого типа не принимались.

Западноевропейская философия эпохи Средневековья носит название «схоластика».

1. Ранний период:

а)  предсхоластика (эпоха «темных веков») — V—VIII вв.;

б)  ранняя схоластика — IX—XII вв.

2. Зрелая, или высокая, схоластика — XIII вв.

3.  Поздняя схоластика — XIV—XV вв.

Ранняя схоластика (9-12 вв.) 3 задачи схоластики: с помощью  разума  проникнуть  в  истины  веры  и  тем  приблизить  их содержание к мыслящему духу человека; придать  религиозной   истине   систематическую   форму   при   помощи философских методов; используя философские аргументы исключить критику святых истин. Схоластическое  философствование  сосредотачивалось  на  2  проблемах: споре номинализма и реализма и доказательстве существования Бога. Однако систематическое развитие схоластики началось только в XI в. Один из наиболее замечательных философов этого периода — Ансельм Кентерберийский, который первым попытался дать рациональные доказательства бытия Бога. Важным этапом в развитии схоластики стала деятельность Шартрской и Сен-Викторской школ. Основоположником Шартрской школы принято считать епископа Фульбера (умер в 1028 г.). Но ее расцвет приходится на XII в. и связан с именами братьев Бернара и Тьерри Шартрских, Гильома из Конша и др. Представители: Петр Дамиани, Ансельм Кентерберийский, Беренгар Турский(1000-1080) Иоанн Росцелин (1050-1022), Гийом из Шампо (1068-1121), Петр Абеляр, Гийом из Конша (1060-1154), Жильбер Порретанский (1080-1154), Алан Лилльский, Иоанн Солеберийский (1115-1180);