Французскую философию XVIII в. принято называть философией Просвещения. Такое название французская философия XVIII в. получила в связи с тем, что ее представители разрушали устоявшиеся представления о Боге, окружающем мире и человеке, проявляли новаторство в своих философских исследованиях, открыто пропагандировали идеи нарождающейся буржуазии и, в конечном итоге, идеологически подготовили Великую французскую революцию 1789 – 1794 гг.В философии французского Просвещения можно выделить три основных направления:деистическое; атеистическо-материалистическое; утопическо-социалистическое (коммунистическое).Деистическое направление французской философии XVII в. и его представители. Деизм (не путать с дуализмом Декарта – взаимосвязью и равноправием материализма и идеализма) – направление в философии, сторонники которого: отвергали идею личного Бога; не соглашались с отождествлением Бога и Природы (паитеизмом); видели в Боге первоначально, причину всего сущего (но не более); отвергали возможность вмешательства Бога в процессы природы и дела людей, Его какое-либо влияние на ход истории, окружающий мир после его сотворение. (Вольтер, Монтескье, Руссо, Кондильяк). Атеистическо-материалистическое направление и его представители.Другим возможным направлением философии французского Просвещения было атеистическо-метериалистическое. Атеисты отвергали саму идею существования Бога в любых формах, объясняли происхождение мира и человека с материалистических и естественно-научных позиций, в вопросах познания отдавали предпочтение эмпиризму.(Мелье, Ламетри, Дидро, Гельвеций, Гольбах)Утопическо-социалистическое (коммунистическое) направление и его представители. Утопическо-социалистическое (коммунистическое) направление в философии французского Просвещения начало формирования еще в середине XVIII в., но особое распространение получило во время Великой французской революции 1789 – 1794  гг. и после ее завершения. (Мабли, Морелли, Бабеф, Оуэн, Сен-Симон).Основной интерес социалисты-утописты сосредоточили на проблеме разработки и построения идеального общества, основанного на равенстве и социальной справедливости

Материализм – направление в философии, не признающее самостоятельного идеального (духовного) начала в сотворении и бытии окружающего мира и объясняющее окружающий мир, его явления, человека с точки зрения естественных наук. Значение философии французских философов-материалистов. Сходные взгляды имели такие философы – просветители, как Гольбах (1723 – 1789) и Гельвеций (1715 – 1771).Значение деятельности французских философов атеистическо-материалистического направление для философии и для общества в целом в том, что они:четко выделили два ведущих философских направлениях – материализм и идеализм («линию Демокрита» и «линию Платона»);освободили философию от многих религиозных предрассудков;дали более реалистическое определение субстанции – материя; выдвинули идею (распространенную в настоящее время) о сознании как свойстве материи отражать саму себя;подвергли критике доопытное, сверхчувственное («чистое») знание; обосновали и распространили теорию материалистического сенсуализма (в основе познания лежат чувственные ощущения); выдвинули идею о том, что все единичные вещи являются различными комбинациями микрочастиц; обратили внимание на движение не как на сверхъестественное явление, а как на свойство материи; обосновали идеи социальной справедливости;

идеологически подготовили Великую французскую революцию.