Основатели – Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895). Главный последователь, осуществлявший их идеи на практике – В.И.Ленин (1870-1924).

         Философия марксизма сформировалась в конце 1840-х гг. 19 века в рамках целостного учения – марксизма, являясь его методологической философской основой.

                   Непосредственными теоретическими источниками философии марксизма явились труды представителей немецкой классической философии и в первую очередь - материализм Фейербаха и диалектика Гегеля.

                   Под влиянием материалистической философии Фейербаха Маркс и Энгельс перешли от гегелевского идеализма к материализму.

                   Однако при этом резко критиковали:

- материализм Фейербаха – за его метафизичность (отсутствие идеи развития) и односторонность (нераспространение материализма на общество);

- диалектику Гегеля – за ее идеалистичность (развитие происходит за счет идеального).

                   В результате они создали принципиально новую философиюдиалектический материализм, органически соединив материализм с диалектикой.

         Предмет диалектического материализма (марксистской философии) – изучение универсальных законов развития мира, исходя из первичности материального мира и решающей роли материальных факторов.

                  Философия марксизма является составной частью марксизма как целостного учения Маркса. Помимо философии, марксизм имеет и другие составные части: политическую теорию (научный социализм) и экономическую теорию (политическая экономия).          

         Основные выводы марксисткой философии:

1. Основой мира является вечная, никем не сотворимая материя. Она первична. В ходе своего бесконечного развития материя создает различные идеальные (духовные) сущности (в т.ч. сознание человека, понятия, категории, культуру в целом), которые также развиваются и находятся во взаимосвязи с материальным миром предметов, в конечном счете, завися от него и являясь его отражением.

                   2. Диалектика понятий является отражением диалектики вещей.

                   3. Решающая роль практики (материальной деятельности человека) как основы, цели и критерия научного познания.

         4. Решающая роль материального фактора в развитии общества. При этом его развитие носит прогрессивный ступенчатый характер (общественно-экономические формации), обусловленный заменой устаревшего способа производства материальных благ, а также борьбой классов.

                   5. Изменение главной задачи философии – нужно не объяснять мир, как прежняя философия, а предлагать пути его революционного изменения.