Николай Гаврилович Чернышевский (1828—1889) («Эстетическое отношение искусства к действительности»; «Антропологический принцип в философии»; роман «Что делать?»; «Характер человеческого знания»). Природа существует сама по себе, она никем не сотворена, материальна и находится в состоянии непрерывного движения и развития. Материя неуничтожима, она только переходит из одной формы в другую. Человек — материальное существо, у него нет никакой души, сознание — это свойство, развившееся у материи. Общество он понимал как совокупность индивидов, и потому законы функционирования общества считал производными от законов частной жизни людей. Наилучшей формой общественного устройства он считал социализм: поскольку большинство людей — это трудящиеся, то общественный интерес состоит в реализации интересов именно их. Он полагал, что Россия может прийти к социализму, минуя капиталистический путь развития.

Николай Яковлевич Данилевский (1822—1885)(«Россия и Европа»; «Дарвинизм. Критическое исследование» не окончена)). Считал, что нет никакой единой человеческой цивилизации и единого пути развития человечества. Реально существуют лишь различные культурно-исторические типы человечества, т.е. цивилизации (он выделяет тринадцать: египетская, китайская, еврейская, греческая и т.д.), каждая из которых представляет собой особый организм — единство идеальной формы и органической материи. Как и всякий организм, они проходят стадии детства, зрелости, упадка и гибели. Каждая цивилизация самобытна, и, умирая, она не передает другим свои характерные черты и особенности. Каждая цивилизация по-своему выражает и реализует идею человека. И только совокупность этих идей может считаться выражением идеи всечеловечества. Господство в мире одной культуры привело бы к ее деградации, поэтому и всемирная монархия, и всемирная республика одинаково вредны для прогресса. Появление органической природы и особенно разумных существ может быть объяснено только деятельностью высшего разума (Бога).

 Константин Николаевич Леонтьев (1831 —1891) («Византизм и славянство»; «Как надо понимать сближение с народом?»; «Восток, Россия и славянство»); «Национальная политика как орудие всемирной революции: письма к О.И. Фрудель»)). Центральная идея Леонтьева состоит в том, что бытие и жизнь есть неравенство, а стремление к равенству — путь к небытию, к смерти: неравенства и разнообразия хочет сам Бог. Чтобы в мире существовало добро и любовь, в нем должно присутствовать зло и страдание, чтобы были свет и красота, необходимо существование тьмы и уродства («чистое добро некрасиво»). Жизнь в целом и всякое развитие в ней проходит три основных фазы: «первичная простота» — «цветущая сложность» — «вторичное смесительное упрощение».  

Николай Федорович Федоров (1829—1903) ( Собрание сочинений в 4-х томах, изданное в периоде 1995 по 2000 г.) К главной идее своего учения, которую потом развивал на протяжении всей своей жизни, Федоров пришел уже в 1851 г. Суть ее состоит в том, что в основе эволюционного развития природы, космоса заложено стремление к порождению разума. И в разумных существах (людях) природа достигает осознания самой себя, приходит к самоуправлению. В увеличении власти человека над природой важнейшую роль играет развитие науки и техники. Особо важными для Федорова были факты, говорящие о возможности человека воздействовать на стихийные силы. (США экспериментах по использованию артиллерии для борьбы с градом). Ф — религиозный мыслитель: для него природа, мир, человек — это творения Божьи. Именно Бог вложил в природу законы эволюционного развития, приводящие к появлению разумных существ1, именно поэтому можно говорить, что Бог создал человека по своему образу и подобию. Главное зло по отношению к человеку, совершаемое слепой природой, Федоров видел в смерти, и одна из важнейших задач состоит в победе над ней. Он предлагает свою этическую «формулу»: жить «не для себя и не для других, а со всеми и для всех».