VI – III век до н. э. – золотой век древнекитайской философии. Время соперничества 100 философских школ, в результате которого осталось только 6 школ. К этим школам относятся: Конфуцианство, Даосизм, Моизм, Школа Закона, Школа Имён, Натуральная философия.

Древнекитайская философия, развитие которой приходится на середину первого тысячелетия до н.э., сформировалась одновременно с возникновением индийской философии. С момента  своего возникновения она отличалась от индийской и западной философии, так как опиралась только на китайские духовные традиции.  Можно выделить две тенденции в философской мысли Китая: мистическую и материалистическую. В ходе борьбы этих двух тенденций развивались материалистические идеи о пяти первоэлементах мира (металл, дерево, вода, огонь, земля), о противоположных началах (инь и ян), о естественном законе (дао) и другие.

Основными философскими направлениями (учениями) явились: конфуцианство, моизм, легизм, даосизм, инь и ян, школа имен, ицзинистика.

Особенности древнекитайской философии:

1 Китай - центр существующего мира

2 События, история понимаются как циклический процесс

3 Осознание своей ответственности перед Небом и Землей за правильное воплощение на Земле космических циклов.

4 Восприятие человека, природы и космоса как единого целого

5 Консерватизм сознания, обращенность в прошлое, боязнь перемен

6 Невыделение отдельной личности из коллектива

7 Восприятие потусторонных сил

8 Уважение к родителям, старшим

Одним из первых крупных китайских философов считается Лао-Цзы, основатель учения даосизма. Его учение о видимых явлениях природы, в основе которых находятся материальные частицы – ци, подчиненные, как и все вещи в природе, естественной закономерности дао, имело большое значение для наивно-материалистического обоснования мира. Другим ярким материалистическим учением в Древнем Китае уже в IV веке до н.э. было учение Ян Чжу  о признании закономерности природы и общества. Не воля неба, богов, а всеобщий, абсолютный закон – дао определяет существование и развитие вещей и действий человека.

Основной школой философии Древнего Китая является Конфуцианство. Основатель школы – Конфуций (551 – 479 гг. до н. э.) Основной труд Конфуция – «Беседы и высказывания». Эту книгу знал наизусть всякий образованный китаец.

Наиболее авторитетным древнекитайским философом был Конфуций (551-479 гг до н.э.). Его учение, оказавшись доминирующим в духовной жизни Китая, добилось во II веке до н.э официального статуса господствующей идеологии. В центре внимания конфуцианства – проблемы этики, политики, воспитания человека. Небо – высшая сила и гарант справедливости. Воля неба – это судьба. Человеку следует выполнить волю Неба и стремиться познать ее. Стержнем поведения человека, ритуалом признается Закон (Ли). Принципом нравственного совершенства конфуцианство объявляет идею гуманности, уважения к себе, почитание старших, разумный порядок. Главный императив морали Конфуция – «не делай другим того, чего не желаешь себе».

1. Небо и Духи.

Небо – высшая сила, оно следит за справедливостью на земле.

2. Общество.

Конфуций преклоняется перед людьми прошлого за то, что они не обращали внимание на мелочи, отличались прямотой, учились, совершенствуя себя. Конфуций критикует современников за то, что они учатся ради известности, занимаются обманом, срывают свой гнев на других. 

Общество представляет собой одну большую семью, где император – это глава семьи. Все отношения в обществе должны строиться как в хорошей семье.

3. Этика.

Конфуций пишет, что основными  понятиями во взаимоотношениях людей являются: человеколюбие, взаимопонимание, золотая середина. Эти понятия составляют правильный путь человека в жизни или Дао (умение человека жить в равном согласии с окружающим миром, не противостоять ему). Этим путём должен идти всякий, кто желает жить в согласии с самим собой и с другими людьми и с самим мирозданием.

4. Управление. 

Управление обществом следует доверять только тем, кто наиболее образован и одарён. Правитель призван быть знающим, мудрым и нравственным. Ключ к управлению народом лежит в силе нравственности примера вышестоящих и нижестоящих.

5. Знание.

Знать – значит знать людей. Познание природы Конфуция не интересует. Учиться надо и у древних и у современников. Учение должно быть избирательным. Слушаю много, выбираю лучшее и следую ему.

Легизм — философская школа эпохи Чжаньго (Воюющих царств), известная также как «Школа законников».

Основной идеей школы было равенство всех перед Законом и Сыном Неба, следствием чего являлась идея раздачи титулов не по рождению, а по реальным заслугам, согласно которой любой простолюдин имел право дослужиться до первого министра.

Легисты прославились тем, что когда они приходили к власти (в Ци и в Цинь), то устанавливали крайне жестокие законы и наказания.

Школа Закона противопоставлена Конфуцианству. Характерные черты Школы Закона:

1. Законники отказались от мотивов убеждения, как от нравственного убеждения. Главное воспитание – это наказание.

2. Государство – это не большая семья, а безумный механизм. Правитель – не отец, а деспот. В IV в. н. э. идеолог Шан Янг изложил нормы нравственности. Доброта и человеколюбие – мать преступников. Призывал карать жестоко, внушая трепет.

3. Разобщать людей взаимной подозрительности слежкой, доносительством. Всё это помогает навести порядок.

Моизм — древнекитайская философская школа, разрабатывала программу усовершенствования общества через знание. Основатель философской школы — древнекитайский мыслитель Мо-цзы. После его смерти моизм распался на три течения, представленные Сянли, Сянфу и Дэн Лином, которых обычно называют поздними моистами. С развёрнутой критикой моизма выступил конфуцианец Мэн-цзы.

В V—III вв. до н.э. моизм составлял серьёзную конкуренцию конфуцианству в качестве господствующей идеологии Китая. Мо-цзы считал конфуцианские обряды и церемонии бессмысленной растратой казённых средств и призывал к личной покорности воле небес. Если Конфуций проводил различие между любовью к семье и родителям и любовью к иным ближним, Мо-цзы призывал одинаково любить всех без различия. Образцом верности принципу всеобщей любви моисты считали великого Юя - легендарного правителя древности, который усмирил потоп.