Сократ не оставил значительных философских произведений, но вошел в историю как выдающийся полемист, мудрец, философ-педагог. Основной метод, выработанный и применяемый Сократом, получил название "майевтика". Суть майевтики не в том, чтобы научить истине, а в том, чтобы благодаря логическим приемам, наводящим вопросам подвести собеседника к самостоятельному нахождению истины. Сократ вел свою философию и просветительскую работу в гуще народа, на площадях, рынках в форме открытой беседы (диалога, спора), темами которой были злободневные проблемы того времени, актуальные и ныне: добро; зло; любовь; счастье; честность и т. д. Философ был сторонником этического реализма, согласно которому • любое знание есть добро; • любое зло, порок совершается от незнания.

Сократ не был понят официальными властями и воспринимался ими как обычный софист, подрывающий устои общества, сбивающий с толку молодежь и не чтящий богов. За это он был в 399 г. до н. э. приговорен к смерти и принял чашу с ядом — цикутой.

Историческое значение деятельности Сократа в том, что он:

-способствовал распространению знаний, просвещению граждан;

-искал ответы на извечные проблемы человечества — добра и зла, любви, чести и т. д.;

-открыл метод майевтики, широко применяемый в современном образовании;

-ввел диалогический метод нахождения истины — путем ее доказательства в свободном споре, а не декларирования, как это делал ряд прежних философов;

-воспитал много учеников, продолжателей своего дела (например, Платона), стоял у истоков целого ряда так называемых "сократических школ".

Сократ (470 – 399 гг. до н. э.) критиковал софистов. Он считал, что его призвание в том, что он приставлен к афинскому народу, как обод к коню, чтобы люди не впадали в духовную спячку, т.е. не заботились о своей карьере, делах, больше, чем о самих себе. Т.е. о своей нравственности и самосовершенствовании.

Основной задачей своей философии, Сократ считал оказание помощи человеку в его познании самого себя. В основе исследования человека по Сократу лежит активное самосозерцание и размышления человека о самом себе. Сократ был мастером диалога и считал наличие знания у человека важнейшей нравственной характеристикой. Безнравственный поступок – плод незнания. Знать доброе – значит следовать ему и быть счастливым.

1. Софисты требуют проверки на прочность любого утверждения; требуют приводить доказательство; обосновывать свои суждения.

2. Софисты впервые начали учить искусству слова (риторике, логике) и брали гонорары за обучение.

3. Исходным принципом софистов – был принцип: человек – есть принцип всех вещей