Детерминизм (от лат. определяю) - учение о первоначальной определяемости всех происходящих в мире процессов, включая все процессы человеческой жизни, со стороны Бога (теологический детерминизм), или явлений природы (космологический детерминизм), или специально человеческой воли (антропологическо-этический детерминизм).

Понимать и объяснять вещи и процессы - значит выяснять их причины - основная идеология детерминизма. Принцип причинного объяснения считается единственно эффективным в научном познании мира и человека. В последующем (особенно в ХХ веке), детерминизму был противопоставлен индетерминизм, как концепция, отрицающая причинную определенность последующего предыдущими состояниями или событиями.

Телеология - идеалистическое учение о , и целесообразности. В противовес детерминизму, а иногда в «дополнение» к нему. Она утверждает, что возникновение, существование, исчезновение вещей и свойств определяются не причинами, а целями. Но поскольку наличие целей в неживых вещах непосредственно не обнаруживается, приходится признать внешнюю для вещей божественную целеполагающую силу, промысел божий.

Основной вопрос телеологии — для чего, ради какой цели совершается тот или иной процесс. Главное для телеологии — приписывание цели природе, перенос на неё способности к целеполаганию, которая в действительности присуща лишь человеческой деятельности.

Сторонники детерминизма не отрицали существования целей, а сторонники телеологии не отрицали существования причин. Но они отрицали или, наоборот, утверждали универсальность того или другого. Детерминизм настаивает на том, что там, где на поверхности мы видим действие целей, в глубине надо искать действие причин. Прямо противоположное утверждает телеология: там, где на поверхности мы видим действие причин, в глубине надо искать действие целей.

И детерминизму и телеологии, в той форме, в какой они сложились к середине 18 века, чреваты внутренние противоречия.

Проблемы детерминизма таковы:

1. Универсальность причинности ведет к положению, что каждая причина должна иметь причину. Отсюда следует уход в бесконечность. А это в свою очередь означает, что не существует последней причины, значит и в целом причинное объяснение "повисает в воздухе".

2. Природа - причина самой себя, т.е. природа не имеет причины, а, следовательно, и не всё имеет причину.

3. Очевидно, что в духовных процессах механические силы не действуют.

Проблемы телеологии:

1.Если, по определению, всё, в конечном счете, имеет целевую причину, то должна быть конечная причина, причина всего, в том числе самой себя. Такая причина должна быть разумной, чтобы ставить цели. Это - вселенский божественный разум. Но чем он руководствуется в своих действиях?

2.Если он решает, сам не будучи ничем детерминирован, - почему существует космос, а не хаос? Поэтому целевое объяснение не может быть подлинным и окончательным. Отсюда вполне логично: "пути господни неисповедимы" - принципиальный тезис христианской догматики. Но если это приемлется религиозным разумом, то неприемлемо для научного разума.