Развитие главнейших направлений философской мысли связывается с тремя основными проблемами: с гносеологической, метафизической и этической. Эти дисциплины: теория познания, метафизика и этика являются тремя главными частями философии. Теория познания изучает, человека как познающее существо; этика – как хотящее и действующее; метафизика же занимает центральное положение, так как она ставит в соотношение эти обе стороны человеческой природы: общее миросозерцание, цель стремления метафизики, одновременно определяется как теоретическими, так и практическими требованиями.

Направления теории познания:

На вопрос о происхождении и сущности познания развитие философской мысли выдвинуло три общих ответа, которые указывают на три вообще возможные теоретико-познавательные направления: «всякое познание возникает из опыта»; «истинное познание имеет свой источник в мышлении»; «возможно ли познание вообще». Направления, определившиеся в этих трех общих ответах, — эмпиризм, рационализм и критицизм.

1. Эмпиризм. Под «эмпиризмом» обыкновенно понимают всякое направление, которое считает опыт за единственный или, во всяком случае, за главнейший источник познания. Из последнего ограничения уже ясно, что это направление допускает различные отклонения, однако, до тех пор, пока опыт признается за главный источник познания. Понятие эмпиризма тем более неопределенно, так как развитие эмпирического направления большей частью состоит в развитии понятия опыта. В этом направлении выделяют три характерные ступени: наивного, рассудочного и чистого эмпиризма.

2. Рационализм. Под именем «рационализма» известны те философские направления, которые источник всего познания или, по крайней мере, наиболее ценной части его видят в разуме или в логическом мышлении. Стремясь к более полному, последовательному и, вместе с тем, одностороннему проведению, рационализм в своем развитии пробегает ряд форм в известной степени которые соответствуют трем указанным выше формам эмпиризма.

3. Критицизм. Под именем «критицизма» следует здесь понимать все те философские направления, которые, относясь с сомнением к проблемам познания и попыткам их разрешения, критически их исследуют и при таком исследовании стремятся избегать предпосылок, не поддающихся критическому обсуждению и оказавшихся годными лишь вследствие того, что они не встречают возражений. Поэтому общая точка зрения критицизма – это исследование свободное от предпосылок. В этом стремлении к полному беспристрастию и справедливому взвешиванию доводов за и против различных мнений критицизм одинаково нейтрально относится к двум противоположным направлениям, эмпиризму и рационализму. Критицизм можно разделить на две формы: отрицательный критицизм или скептицизм и положительный критицизм или критицизм в собственном смысле слова. Скептицизм – это точка зрения абсолютного сомнения ко всем источникам познания и ко всякой деятельности разума. Точка зрения положительного критицизма прямо вытекает из трех основных вопроса: Что в нашем познании дается эмпирически, и что возникает из наших априорных функций познания? Как соотносятся функции познания с эмпирически данным материалом в каждом действительном познании? Каковы границы нашего познания сообразно с общими условиями познания, лежащими как в нас, так и вне нас?

Метафизические направления:

Существует три фундаментальных понятия, над определением которых с древних времен трудится метафизика. Они уже потому играют выдающуюся роль, что все прочие общие принципы каким-либо образом зависят от них, и они, поэтому преимущественно и налагают свой отпечаток на общее миросозерцание. Эти понятия – субстанции, материи и души. Различие основных метафизических направлений с самого зарождения философии определяется отношением, в котором стоят два более специальные из указанных понятий, непосредственно примыкающие к опыту, материя и душа, к более общему, субстанции. Из трех таких возможных основных отношений возникли, таким образом, три самые общие миросозерцания, между которыми возможны, в свою очередь переходы. Если материя, мыслимая как основа телесного мира, вместе с тем, принимается за общую субстанцию, то возникает материализм. Если, наоборот, духовное или в форме индивидуальной души, или в форме общего духовного принципа, делается субстанцией, то возникает идеализм. Наконец, при попытке удовлетворить равномерно различным сторонам действительности возникает направление, называемое вообще реализмом.

1. Материализм. Материализмом мы называем всякое направление, которое считает материю и свойства тел, вытекающие из нее, за субстанцию вещей. Все существующее и происходящее материализм или непосредственно считает за телесное, или видит в них явления, имеющие свой источник в материальных свойствах тел. Признание первичности материи означает, что она никем не сотворена, существует вечно, что пространство, время и движение – объективно существующие формы бытия материи, что мышление неотделимо от материи, что единство мира состоит в его материальности. Материалистическое решение второй стороны основного вопроса философии – о познаваемости мира – означает убеждение в возможности адекватного отражения сомой действительности в человеческом сознании, в познавательности мира и его закономерностей.

2. Идеализм. Под идеализмом обычно понимается всякое миросозерцание, которое считает духовное содержание жизни за главное или единственно ценное и признает, что субстанция вещей — духовное бытие. Поэтому в основе предпосылок идеализма лежат преимущественно практические мотивы. В связи с этим руководящую роль в нем, разумеется, играет понятие ценности. В то время как материализм, прежде всего, направляются на понимание мира, идеализм стремится, вместе с тем, оценивать отдельные явления сообразно этическим потребностям, почему обычно суждения оценки здесь принимают уже участие при решении проблем познания. Материализм на первый план выдвигает познание внешнего мира, в то время как для идеализма исходные пункты — человек, его жизнь, происхождение, судьбы и надежды. В идеализме выдвигают две главные его формы это объективный идеализм и субъективный идеализм. Для первого характерно признание духовного первоначала вне и независимо от сознания, для второго неприемлемо допущение какой бы то ни было реальности вне и независимо от нашего сознания.

3. Реализм. Под реализмом обыкновенно понимают всякое миросозерцание, которое пытается удовлетворить притязаниям различных элементов действительного мира, обособляемых в нем уже пред научным мышлением, как материальных, так и духовных, и сохранить за ними значение, соответствующее их действительному влиянию. Сообразно этому реализм пытается свести такие элементы к особенным, но тесно связанным друг с другом принципам, или понять их, как различные стороны или как формы явления одного и того же бытия.

Этические направления:

В теории познания господствуют чисто теоретические интересы, а в метафизике – теоретические и практические вместе, этика же является практической философской дисциплиной. Вследствие своей практической тенденции она, с одной стороны, дополняет теорию познания, с другой стороны, стоит к ней в противоположности. Эту противоположность по возможности пытается примирить метафизика. Поэтому учение о познании обычно влияет на этические направления только косвенным путем через метафизику, метафизические же и этические направления непосредственно соотносятся друг с другом. Так, например те моменты, которые в метафизике играют только побочную роль, могут представлять высокий этический интерес и таким образом служить для разграничения известных этических направлений. Это явление зависят от того, что всякая метафизика, как бы ни сильны в ней были практические тенденции, стремится быть общим миросозерцанием, следовательно, на первый план выдвигает теоретическое объяснение общих мировых проблем. Поэтому характер метафизической системы всегда определяется преимущественно теоретическими воззрениями, характер же этического направления зависит от мотивов или целей, из которых пытаются объяснить факты нравственной жизни.