Истина, адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизведение его таким, каким он существует сам по себе, вне и независимо от человека и его сознания; объективное содержание чувств, эмпирического опыта, понятий, идей, суждений, теорий, учений и целостной картины мира в диалектике его развития. Постоянным и необходимым спутником истины на всех этапах ее развертывания является заблуждение. Заблуждение – это содержание сознания, не соответствующее реальности, но принимаемое за истинное. При этом его следует отличать ото лжи – преднамеренного искажения действительного состояния дел, имеющее целью ввести кого-либо в обман. Здесь же следует отметить, что если заблуждение – характеристика знания, то ошибка – результат неправильных действий индивида в любой сфере его деятельности.

Основу концепции истины образует учение об абсолютности, относительности и конкретности истины. Абсолютная и относительная истина – это два необходимых момента одной и той же объективной истины и выражают лишь различные ступени человеческого познания объективного мира. Абсолютная истина есть такое знание, которое полностью исчерпывает предмет и не может быть опровергнуто при дальнейшем развитии познания. Человечество движется по пути овладения абсолютной истиной, которая в этом смысле складывается из суммы относительных истин. Относительность истины связано с тем, что мышление отражает объект не полностью, а в известных пределах, условиях, отношениях, которые постоянно меняются и развиваются. Каждая ступень познания ограничена историческими условиями жизни общества, уровнем практики.

Одним из основных принципов в теории познания является признание конкретности истина, которая предполагает точный учет всех условий, в которых находится объект познания. Конкретность – это свойство истины, основанное на знании реальных связей, взаимодействия всех сторон объекта, главных, существенных свойств, тенденций его развития. Так, истинность или ложность тех или иных суждений не может быть установлена, если не известны условия места, времени и т.д., в которых они сформулированы. Суждение, верно отражающее объект в данных условиях, становится ложным по отношению к тому же объекту в иных обстоятельствах.

В завершении необходимо дать оценку критерию истины, т.е. средству проверки того или иного утверждения, гипотезы, теоретического построения и т. п. По вопросу о критерии истины в истории философии и науки высказывались различные точки зрения. В качестве такого критерия выдвигались: то, что признается многими людьми; то, что является выгодным, полезным или приводит к успеху; то, во что люди сильно верят; то, что соответствует мнению авторитетов, и т.д. Авторы этих и других концепций в поисках истины, как правило, не выходили за пределы самого знания. Но все же основным критерием истины является практика. Этот критерий одновременно определен и неопределен, абсолютен и относителен. Абсолютен в том смысле, что только развивающаяся практика во всей полноте ее содержания может окончательно доказать какие-либо теоретические или иные положения. В то же время данный критерий относителен, так как сама практика развивается, совершенствуется, наполняется новым содержанием, и потому она не может в каждый данный момент, тотчас и полностью доказать те или иные выводы, полученные в процессе познания.

Практика неразрывно связана с познанием и выполняет по отношению к нему определенные гносеологические функции: выдвигает цели познанию; помогает правильно определить объект исследования; определяет его конкретные возможности и границы; источник всех фактических данных. Характеризуя практику как критерий истины, следует подчеркнуть, что сама практика исторически ограничена. Определителем того, какое знание является истинным, а какое ложным, практика выступает не в абсолютном, а в относительном смысле, в определенной форме, на определенном этапе своего развития. Случается, что на одном уровне она не в состоянии определить истину, а на другом, более высоком уровне, обретает такую способность по отношению к тому же комплексу знания. Таким образом, критерием истины является практика, взятая в процессе своего движения, развития.