Каждый человек биологически неповторим. Однако подлинный смысл уникальности связан не столько с внешним видом человека, сколько с его внутренним духовным миром. Иными словами человек – индивидуален. Однако родившийся ребенок – индивид, но еще не личность, так как не обладает индивидуальностью. Индивид становится личностью по мере того, как перестает быть единицей человеческого рода и приобретет относительную самостоятельность.

Проблема личности в философии – это, прежде всего вопрос о том, какое место занимает человек в мире, причем не только чем он фактически является, но и «… чем человек может стать, то есть, может ли человек стать господином собственной судьбы, может ли он «сделать» себя самого, создать свою собственную жизнь» (Грамши).

Уже в античности возникает проблема несовпадения реального поведения человека и его «сущности», какой он сам ее видит, и связанные с этим мотивы вины и ответственности. В настоящее время существуют две основные концепции личности: личность как функциональная характеристика человека и личность как его сущностная характеристика. Первая концепция опирается на понятие социальной функции человека, а точнее, на понятие социальной роли. При всей значимости этого аспекта понимания личности она не позволяет раскрыть внутренний, глубинный мир человека, фиксируя только его поведение, которое не всегда и не обязательно выражает действительную сущность человека. Более глубокая интерпретация понятия личности раскрывается уже не в функциональном, а в сущностном плане: она здесь – сгусток регулятивно-духовных потенций, центр самосознания, источник воли и ядро характера, субъект свободных действий. Личность – индивидуальное средоточие и выражение общественных отношений и функций людей, субъект познания и преобразования мира, прав и обязанностей, этических, эстетических и всех иных социальных норм. Личностные качества человека в таком случае есть производное от его образа жизни.

Личность есть обладающий самосознанием и мировоззрением человек, достигший понимания своих социальных функций, своего места в мире, осмысливающий себя как субъекта исторического творчества, как звено цепи поколений, в том числе родственных, один вектор которых направлен в прошлое, а другой – в грядущее. Личность – всегда в процессе формирования, застывшая личность есть деградация.

Личность есть совокупность трех ее основных составляющих: биогенетических задатков, воздействия социальных факторов и психосоциального ядра – Я. А что такое Я? Это интегральное ядро духовного мира человека, его регулятивный центр. Оно является основой формирования социальных чувств человека: чувства собственного достоинства, долга, ответственности, совести, нравственно-эстетических принципов и т.д. Человек есть личность не по естеству, т.е. не по своей телесности, и не просто по духу, а по высокому уровню совершенства своего духа.

Главным результирующим свойством личности, ее духовным стержнем выступает мировоззрение. Оно являет собой привилегию человека, поднявшегося до высокого уровня духовности. Человек вопрошает себя: кто я? Зачем я явился в этот мир? В чем смысл своей жизни, мое предназначение? Только выработав то или иное мировоззрение, личность, самоопределяясь в жизни, получает возможность осознанно, целенаправленно действовать, реализуя свою сущность. Мировоззрение – это как бы мост, связывающий личность и весь окружающий ее мир.

Особым компонентом личности является ее нравственность. Социальные обстоятельства нередко приводят к тому, что человек, поставленный перед выбором, не всегда следует самому себе, этическому императиву своей личности. И только высоконравственная личности испытывают глубокое чувство трагизма от сознания своей «не-личности», т.е. неспособности совершать то, что диктует сокровенный смысл ее Я.

Лишение индивида общения и возможности выбора отрицательно сказывается на развитии личности. Изоляция – страшное наказание. Еще страшнее есть навязывание чужой воли. Человек, полностью подчиненный другому уже не есть личность. Свобода и ответственность есть неотъемлемые атрибуты личности.

Люди обладают значительной свободой в определении целей своей деятельности. Следовательно, свобода не абсолютна и претворяется в жизнь как осуществление возможности путем выбора определенной цели и плана действий. Свобода есть специфически человеческий способ бытия. Но свобода для одного есть несвобода для другого, по этой причине свобода является относительным понятием. Таким образом, свобода без ответственности – это произвол. Поэтому ответственность является не в меньшей, а в большей степени атрибутом личности, ибо быть ответственным труднее, чем свободным.

Философия не может обойти стороной вопрос о смысле и цели жизни. Смысл жизни состоит в развитии человека как самоцели, его всестороннем совершенствовании. Определить личностный смысл жизни – это значит осмыслить жизнь во всей ее сути и в большом плане; это значит объяснить, что в ней подлинное, а что – мнимое; это, наконец, определить не только основные задачи и цели жизни, но и реальные средства их осуществления. Однако, поскольку человек по своей сути существо общественное, поэтому и смысл его жизни может быть найден только на пути сопряжения интересов и целей общества и личности.