Методология – это учение о методах познания и преобразования действительности. Метод – это система регулятивных принципов преобразующей, практической или познавательной, теоретической деятельности (в науке – способы исследования и изложения материала). Метод конкретизируется в методике. Методика – это конкретные приемы, средства получения и обработки фактического материала. Выбор и применение методов в исследовательской работе предопределяется и вытекает, как из природы изучаемого явления, так и из задач, которые ставит перед собой исследователь.

В науке метод часто определяет судьбу исследования, так при различных подходах из одного и того же фактического материала могут быть сделаны противоположные выводы. Познание – это исторический процесс творческой деятельности людей, формирующий их знания, на основе которых возникают цели и мотивы человеческих действий. Научное познание – это зрелая форма познавательной деятельности людей. Оно отвечает на вопросы не только как, но и почему исследованное явление протекает именно таким образом. Научное познание не терпит бездоказательности. В процессе научного познания используются разнообразные методы.

Анализ и синтез. Процесс познания совершается так, что мы сначала наблюдаем общую картину изучаемого предмета, а частности остаются в тени. При таком взгляде на вещи нельзя познать их внутренней структуры и сущности. Для изучения частностей мы должны расчленить изучаемые предметы. Анализ – это мысленно разложение предмета на составляющие его части или стороны. Будучи необходимым приемом мышления, анализ является лишь одним из моментов процесса познания. Невозможно познать суть предмета, только разлагая его на элементы, из которых он состоит. В каждой области знания есть как бы свой предел членения объекта, за которым мы переходим в иной мир свойств и закономерностей. Когда путем анализа частности достаточно изучены, наступает следующая стадия познания – синтез – мысленное объединение в единое целое расчлененных анализом элементов. Анализ фиксирует в основном то специфическое, что отличает части друг от друга. Синтез же вскрывает то существенно общее, что связывает части в единое целое.

Анализ и синтез берут свое начало в практической деятельности, которая складывается не только из расчленения предметов, но и из воссоединения частей в единое целое. Постоянно расчленяя в своей практической деятельности различные предметы на их составные части, человек постепенно научился разделять предметы и мысленно.

Индукция и дедукция. Индукция, вид обобщения, связанный с предвосхищением результатов наблюдений и экспериментов на основе данных опыта. Индуктивные обобщения обычно рассматриваются как опытные истины, а потому они всегда незакончены и неполны. Дедукция же это переход от общего к частному.

Как методы исследования индукция – процесс выведения общего положения из ряда частных (менее общих) утверждений, из единичных фактов; дедукция, наоборот, – процесс рассуждения, идущий от общего к частному или менее общему. Обычно различают два основных вида индукции: полную и неполную. Полная индукция – вывод какого-либо общего суждения обо всех предметах некоторого множества на основании рассмотрения каждого элемента этого множества. Понятно, что сфера применения такой индукции ограничена объектами, число которых конечно и практически обозримо.

На практике чаще всего применяют формы индукции, которые предполагают вывод обо всех предметах класса на основании познания лишь части предметов данного класса. Такие выводы называются выводами неполной индукции. Они тем ближе к действительности, чем более глубокие, существенные связи раскрываются. Неполная индукция, основанная на экспериментальных исследованиях и включающая в себя теоретическое мышление (в частности, дедукцию), способна давать достоверное заключение. Она носит название научной индукции. Индукция является истинным источником действительного научного прогресса. Великие открытия, скачки научной мысли создаются, в конечном счете, индукцией – рискованным, но важным творческим методом.