Что же такое культура в ее философском понимании, то есть взятая в ее существенных связях, зависимостях? Начнем с того, что сам термин «культура» латинского происхождения и первоначально означал возделывание почвы, т.е. ее «культивирование». В дальнейшем слово «культура» получило более обобщенное значение и им стали обозначать все созданное человеком. Там, где есть человек, его деятельность, там есть и культура. Деятельность человека, на какие бы виды она ни подразделялась, в конечном счете, сводится к производству либо материальных, либо духовных ценностей. Эти сферы деятельности отличны друг от друга и по способу их осуществления, и по результатам, и по общественному назначению. Совокупность материальных и духовных, ценностей, а также способов их создания, умение использовать их для дальнейшего прогресса человечества, передавать от поколения к поколению и составляют культуру. К культуре относится все то, что противостоит натуре, т.е. девственной природе. Принято различать материальную и духовную культуру.

К материальной культуре относятся, прежде всего, средства производства и предметы труда, вовлеченные в водоворот общественного бытия. Материальная культура, уровень и характер ее развития тесно связаны и определяются производственными отношениями, господствующими в данном обществе. Материальная культура является показателем уровня практического овладения человеком природой.

К духовной культуре относятся наука и степень внедрения ее достижений в производство, уровень образования населения, состояние просвещения, медицинское обслуживание, искусство, нравственные нормы поведения людей в обществе, владение логикой мышления и богатством языка, уровень развития материальных и духовных потребностей и интересов людей. Существенной составляющей духовной культуры является религия.

Таким образом, культура охватывает все достижения человечества в области как материального, так и духовного производства. Однако понятие культуры трудно поддается однозначному определению. Не случайно в философской литературе существует множество различных формулировок, каждая из которых раскрывает отдельные стороны этого многогранного явления. Поэтому целесообразно выделить четыре главных аспекта понятия культуры:

1. Культура есть сфера свободной самореализации личности, сфера творчества. Она предоставляет человеку возможность свободно развиваться в духовном плане, осуществлять свои идеи, проекты, творческие замыслы. Культура не является внешней по отношению к человеку. Ее смысл в том, чтобы человек жил жизнью культуры, воспринимал ее достижения как часть своей души. В культуре как особой сфере человек выявляет и реализует свои неограниченные возможности познания и творчества, он обнаруживает способность превосходить все заранее установленные масштабы, ощущает себя существом творческим. Однако во многих случаях человек вынужден быть не творцом, а исполнителем. Поэтому наряду со сферой свободы существует и сфера необходимости, которой подчиняется человек. Таким образом, в обществе существуют две сферы – сфера свободы и сфера необходимости. Однако в человеке живет неистребимая тяга к тому, чтобы выйти за пределы необходимости, свободно и самостоятельно создавать то, что ему нравится, реализовывать свои познавательные и творческие возможности. Именно поэтому в обществе существует сфера культуры – сфера свободного творчества. Культура как сфера свободного творчества дает возможность человеку реализовывать свою тягу к самореализации, проявлению своей индивидуальности.

2. Культура есть ценностное отношение к реальности. Она раскрывается как совокупность представлений о ценностях и идеалах. Идеал – это представление о должном, а, следовательно, образ совершенства. В большинстве случаев ценности и идеалы имеют религиозное происхождение. Как идеалы, так и ценности во многом обусловлены особенностями той или иной национальной культуры, культурной эпохи. Однако можно выделить и универсальные (общечеловеческие) ценности. К ним в первую очередь относятся: уважение к жизни и достоинству личности, долг, честь, справедливость, совесть, уважение к предкам, а, следовательно, к истории своей страны, милосердие и сострадание. В современном обществе универсальные ценности подвергаются мощному отрицательному давлению под действием многих факторов. Утрате ценностей способствует, в частности, массовый характер современного общества, а также усложнение условий человеческого бытия в целом.

3. Культура есть искусственный, созданный мыслью, духом и руками человека мир, отличный от природы. Будучи концентрированным выражением ценностного отношения, к реальности, культура в большинстве случаев связана с утонченностью и изяществом. В этом смысле культура противоположна грубости и примитивности. Утонченность культуры – это наличие в ней не только тонов, но и полутонов, тончайших изгибов мысли, оттенков настроений и чувств. Подлинная культура берет не громадностью форм, а их выразительностью, соразмерностью, гармоничностью, т.е. изяществом.

4. Философский анализ культуры не может обойтись без еще одного аспекта культуры, а точнее вопроса о многообразии культур. Источник различия надо искать в исторических условиях формирования тех или иных культур. Культурные различия – один из источников многообразия исторического процесса, придающий ему многокрасочность, многомерность. Каждая культура как некая целостность неповторима, уникальна. И эта неповторимость, незаменимость каждой культуры означает, что в определенном отношении разные культуры равны между собой. Конечно, нельзя отрицать развития в сфере культуры, а, следовательно, и того факта, что есть более развитые, более мощные и менее развитые, менее распространенные и сильные культуры. Так что же такое многообразие культур? Многообразие культур – объективная реальность, и к ней можно подходить двояко: руководствоваться либо идеей единства мировой культуры, либо утверждением несовместимости культур, считая, что каждая из них стимулируется своими принципами и не способна вступать во взаимодействие с другими культурами.