Исходной категорией в философском осмыслении мира является категория «бытия». Это понятие сходно, однопорядково с такими понятиями как «существование», «действительность» и «реальность». Одним из первых вопросов, возникающих на пути философского осмысления мира, является вопрос о многообразии способов и форм бытия.

По способу существования  бытие разделяется на два мира, два способа существования или две реальности: мир физических состояний и мир сознания, внутренний мир человека. Оба этих мира характеризуются понятием «бытия», но способы их существования различны.

Физический, материальный, природный мир существует объективно. Психический мир, мир сознания – субъективно. Вопрос об их связи является основным вопросом философии.

Данный подход позволяет говорить о специфичности бытия самого человека, ибо он одновременно принадлежит к двум мирам: природному, телесному, как его органическая часть, и, одновременно, к миру сознания, психическому миру, принадлежность к которому и делает его человеком.

В философском учении о бытии (онтологии) философы сталкиваются с рядом проблем, различные решения которых и определяют различия в философских воззрениях. К ним относятся такие вопросы, как: обладает ли мир в своем существовании единством, и что является основой этого единства? Является ли мир в своем существовании неизменным, или он постоянно развивается? Подчиняется ли он каким-либо законам, или изменяется произвольным образом? В зависимости от ответов на эти вопросы и существуют разнообразные философские концепции.

Говоря о формах бытия, необходимо особо выделить предметно-практическую деятельность человека. Человек воздействует на иные физические тела с целью удовлетворения своих потребностей. Практическая деятельность связана с переводом идеальных образов в действительность, в мир предметов, техники и технологиию в ходе этой деятельности люди преобразуют окружающую действительность и, одновременно, изменяются сами.

Другой формой бытия человека является практика социального созидания. Человек – существо общественное. Поэтому люди прикладывают значительные усилия для созидания оптимального для их жизни социально устройства.

Третья форма бытия человека – его самосознание. Человек формирует свой духовный мир. Он постоянно строит проекты преобразования мира (в том числе и самого себя), стремясь к достойному состоянию, в котором он хотел бы жить.

Все формы бытия существуют только совместно. Бытие человека обречено стать небытием с устранением любой из них. Но развитость данных форм у каждого человека различна.