В каждом обществе у людей складываются те или иные  представления о существующей действительности, то есть определенное мировоззрение, определённое общественное сознание. Одной из важнейших форм такого мировоззрения и общественного сознания является философия. Общепризнанно, что она возникла в VI – V веке до н.э. в Древней Греции. Здесь появляется и само слово «философия», образованное из двух греческих слов: «филео» – любовь, «софия» – мудрость. Таким образом философия буквально – любовь к мудрости. Классическими произведениями философского  знания стали труды Платона и Аристотеля. Именно в их трудах были впервые поставлены и определенным образом решены проблемы, получившие  название философских.

Философия как мировоззрение, прежде всего, связана с отражением места человека в мире. Она ищет ответы на такие вопросы:

-        как устроен мир в целом?

-        как относится к миру человек?

-        каково его место в нем?

-        как он его познает?

-        как он действует в этом мире?

То есть философия изучает:

1.   Общие принципы мироустройства;

2.   Отношение человека к миру.

По своему содержанию философия есть стремление к всеохватности и единству. Если другие науки делают предметом изучения какой-либо один срез реальности, то философия стремится охватить всю реальность  в её единстве. Реальность мира как целого – таково характерное содержание философии.

По своему методу философия есть рациональный способ объяснения действительности. В этом отличие её от религии, искусства, мифологии, которые также рассматривают мир в целостности, но не ставят задачи его рационального объяснения. Философия стремится к построению системы, основанной на разуме, а не на вере  или художественном образе.

По своей цели философия есть знания, свободные от практических интересов. Полезность не есть цель философии. Этим она и отличается от большей части знаний, которые призваны обслуживать практические нужды людей. Цель  изучения философии в системе образования – не формирование одинаковых взглядов и убеждений. Она состоит в усвоении определенного объема философских знаний и формировании умения применять их. Это необходимо для того, чтобы впоследствии иметь возможность самостоятельно разбираться в сложнейших вопросах жизни.

В массовом сознании философия представляется чем-то весьма далёким от реальной жизни. Но это не так. И перед высшей философией и перед простыми смертными  стояли и стоят одни и те же вопросы, одни и те же проблемы. Эти проблемы не люди «придумывают», их ставит сама жизнь.

Философская мысль есть мысль о вечном, о смысле жизни. Если бы жизнь была только весельем и праздником, если бы в ней не было места ни заботам, ни тревогам, ни горестям, - философии, скорее всего, просто не было бы. У людей бы не было проблем, - а философия всегда решает проблемы.

Каково же соотношение философии и науки?

Является ли философия наукой и каково её отношение к ней? Есть три основных варианта ответа на эти вопросы.

1-й вариант связан с отказом от самостоятельного значения философии. Она должна выполнять по отношению к науке подчинённую роль – быть методологией науки. (Неопозитивизм)

2-й вариант состоит в стремлении превратить философию в строгую науку. (Феноменология).

3-й вариант состоит в признании того, что философия не является и не должна быть наукой. Обобщая достижения науки, философия прибавляет к ним новое знание, которое не могут дать частные науки. Философия обобщает достижения науки, опираясь на них.