30-е – 40-е годы 19 в. характеризуются как время «философского пробуждения» России. Оно явилось попыткой в рационально-философской форме осмыслить исторический путь России, в особенности ее культуры с учетом отечественного и западноевропейского опыта, теоретически обобщить формы духовной жизни русского общества.

Русская философская мысль 19 в. отражала противоречия действительности того времени: разложение ф. К. с. и развитие капиталистических отношений в России. Она была многообразна, но в ней выделялись два полюса «философского тяготения».

Философия тотальности, в которой преобладали идеи коллективности, единодушия, целостности народа, сплоченного сильной централизованной государственной властью, религией и церковью.

Философия индивидуальности, которая подчеркивала самоценность человеческой личности, самостоятельность и свободу отдельного человека, его способность выходить на нравственные идеалы не через религию и веру, а через собственный разум.

Ярким примером тотальности было славянофильство, основные идеи которого сводились к следующему:

-          Западная цивилизация разрушает человека, «обманула надежды» и идет к упадку;

-          У России свой особый самобытный путь исторического развития, который проявляется в общинном принципе жизни народа, причем русская крестьянская община, считали они, - идеальная форма человеческого общества; самобытный путь русского народа предопределен православием, как единственно истинным христианством и традиционной тягой русского народа к социальному миру.

Славянофильство – сложное и глубокое течение, отнюдь не сводящееся к примитивной формуле: «Россия и славянство – хорошо, запад и все, что с ним связано - плохо». Каждый из представителей данного течения был индивидуален. Общность заключалась в том, что они во главу угла ставили две ценности, взятые в неразрывном единстве – Православие и Россию.

Ярким представителем славянофильства был Алексей Степанович Хомяков (1804-1860). Все его творчество пронизывает христианско-гуманистическая направленность, которая связана с основными ценностями христианства милосердием и состраданием, с отрицанием двойного стандарта – одного для себя (для своих), другого для других. Место в социальной черархии не определяет достоинства личности – считал вождь славянофилов.

 Одной из центральных для творчества А.С. Хомякова идей была идея – соборности. Она означает сочетание свободы и единства многих людей на основе их общей любви к одним и тем же абсолютным ценностям.

В политике со славянофилами складывалась «философия индивидуальности» - западничество.

Наиболее радикальные западники Н.В. Станкевич, В.Г. Белиниский, А.И. Герцен осуждали самодержавие и крепостничество в России, выступали за внедрение в стране достижений западной цивилизации, критиковали православие, придерживались материализма и атеизма.

Особенно популярными в России становятся материализм и позитивизм. Оба течения характеризуются рядом особенностей, позволяющих рассматривать их как близкие.

Во-первых, оба направления явились отражением процессов секуляризации российского общества, т.е. освобождения его от власти церкви и религии.

Во-вторых, они были связаны с развитием естествознания, породившим надежды, что наука есть тот единственный инструмент, с помощью которого можно решить все проблемы.

В-третьих, оба направления демонстративно провозглашали свою оппозиционность государству и неприятие религиозных ценностей российского общества.

Завершителем и систематизатором русской философской классики явился Владимир Сергеевич Соловьев. В центре его философии стоял вопрос об идеале, и почему действительность расходится с ним. Его философия пронизана уверенностью в конечном торжестве идеала над уродствами и безобразиями видимого мира. Проблема зла в человеческой природе им решается двумя способами. Радикальным средством для преодоления зла в основной период творчества для В. Соловьева являются самоотречением «во имя других», «на благо человечества».

Поздней Соловьев говорит уже не о самоотречении, а о необходимости крепить волю для противодействия злу. «Не следует стремиться построить рай на Земле, - главное не допустить ада», - таково новое кредо В. Соловьева. В этом его философия становится предтечей постклассической философии 20 века.