Современная западная философия выдвигает целый ряд смелых и новых идей. Это, во-первых, идея изучения жизни отдельного человека; во-вторых, это движение от идеи свободного и разумного человека к человеку жестко детерминированному экономикой, политикой, религией; в-третьих, создание и разум отдельного человека и ОС не понимаются теперь как независимая структура. Они оказываются объектом манипуляции со стороны различных сил государства, партий, авторитетов и даже иррациональных сил – магов, предсказателей, экстрасенсов; в четвертых, активно проводится идея двух непересекающихся линий человеческого знания – научного и философского, имеющихся своим конечным продуктом «научную линию» и «философскую правду».

Экзистенционализм. Возникает в начале 20-х г. в Германии, Франции, в работах русских философов Н.А. Бердяева и Л.И. Шестова.

 Для всех экзистенционалистских доктрин характерно убеждение в том, что единственной подлинной действительностью можно признать только бытие человеческой личности. Человек сам определяет свою сущность, свою экзистенцию. Он сам творит себя, выбирает свою жизнь. Мир, окружающий отдельно взятого человека, абсурдный и чужой. Это «глухая стена равнодушия, опасная для отдельно взятого человека» (камю).

Личность не может преследовать какие-то «всеобщие цели», не может прятаться за вымыслом и мирами «всерхиндустриального бытия». Она полностью ответственна за свои проступки. Наш выбор и определяет нашу суть, суть бытия отдельной личности. И если человек «не состоялся», то и винить не кого, кроме себя. Представители – Мартин Хейдеггер и Карл Геперс.

Психоанализ – теория, объясняющая роль бесознательного в жизни человека и общества. Разработана Зигмунтом Фрейдом (1856-1939). Доктрина Фрейда предполагала изучение скрытых основ души человека. Фрейд и его последователи утверждали, что в жизни каждого человека и общества в целом огромную роль играет бессознательное – сфера влечений, инстинктов, неосознанных представлений. Бессознательной состоит из сексуальных инстинктов (либидо), инстинкта превосходства над другими людьми, который позволяет компенсировать чувство неполноценности. Бессознательное и обуславливает большинство психических действий человека. Оно может быть источником как творческих, созидательных, так и разрушительных, агрессивных тенденций в обществе.

 Существует антагонизм между природным началом человека (сексуальными и агрессивными импульсами) и культурой с ее идеалами и нормами, противоречащими желаниями, которые вызваны бессознательным началом.

Позитивизм рассматривает позиции научного рационализма и является реакцией научного менталитета на мистические и иррациональные течения. Его главный тезис сводится к тому, что всякое позитивное знание о действительности может быть представлено лишь как результат отдельных специальных наук, а философия, как самостоятельная наука, не имеет права на существование.

Сциентизм (от латинского знание, наука) провозглашает культ современного научно-технического знания, видя в нем чудодейственную силу общественного прогресса.

Антисциентизм подчеркивает ограничение возможности науки и ее негативную роль в социально-экономических кризисах.

По всей видимости, обе позиции – крайности, преувеличивающие самостоятельную социальную роль науки. Видимо, правильно оценивать науку более взвешенно: как один из главных факторов исторического прогресса.

Религиозная философия сопрягает все проблемы с учением о Боге. Проблемы развития гуманизма связаны с историей развития христианской религии. Большую роль играет в ней проблемы сочетания Веры и разума, науки и религии,, возможности синтеза науки, философии и теологии при определяющей роли последней. Центральная проблема – проблема человека. Как он относится к Богу? Какова миссия человека в истории? В чем смысл бытия, смысл скорби, зла, смерти? Задача современной религиозной философии показать человеку вечные ценности и ценности вновь появившиеся, помочь их правильно понять и синтезировать.