Важнейшим источником развития сознания является  п о з н а н и е. Но познаваем ли мир вообще и, если да, то как и насколько. На эти вопросы отвечает теория познания – гносеология. В работах Иммануила Канта, Фридриха Энгельса, Макса Шелера, Ивана Киреевского в вопросах познания мира определились три основные линии:

-          агностицизм (от греческого aģnotos - непознаваемый) утверждает, что люди не могут знать, каков мир на самом деле, ибо человеческие чувства и мышление неизбежно искажают объект познания. Он не отрицает самого факта познания, а делает акцент на трудностях и сложностях познания, невозможности полного постижения вечно изменяющегося бытия.

         «Все наши знания – прошлые, настоящие, будущие – ничто по                         сравнению с тем, что мы никогда не узнаем»

                                                                               (Константин Циолковский)

-          скептицизм не отрицает принцип познаваемости мира, но сомневается в

      возможности получения достоверных знаний. «Не блуждает ли наша мысль

     не среди реальных вещей, а среди видений» - спрашивают скептики.

-          оптимизм  считает, что мир познаваем и люди могут относительно верно отражать действительность, неограниченно углублять свои знания.

     Так что же такое познание и знание?

Познание – активный целенаправленный процесс постижения человеком объективного мира и приобретения им всё новых и новых знаний. Он имеет общественно-исторический характер.

Знание это та информация, которая переработана, преобразована человеком, определенным образом сформулирована и выражена тем или иным языком (речь, график, формула и т.д.)

Переход от незнания к знанию, а от него к новым знаниям и есть основное содержание познавательной деятельности.

В процессе познания задействованы все способности человека, в том числе чувства (живое созерцание) и разум (мышление). В вопросе о роли и месте чувственного и рационального в познании существуют две прямо противоположные точки зрения – сенсуализм и рационализм.

Сесуалисты ( от латинского «sensus” – чувство) считают, что решающая роль в познании принадлежит органам чувств. Таких взглядов  придерживались Д. Локк, Л .Фейербах и другие.

Рационалисты (от латинского «ratio» – разум, мышление) главной ступенью познания считали мышление (Декарт, Гегель и другие)

Такой подход односторонен. Важны и чувства и разум. Первые доставляют разуму информацию. Разум ее обобщает и делает выводы.

Чувственное познание – это познание действительности с помощью органов чувств, нервной системы и мозга на основе их непосредственного контакта с объектами познания. Оно осуществляется в трех основных взаимосвязанных формах:

-          Ощущения – отражение в сознании человека отдельных сторон, свойств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на органы чувств. Они являются компонентами более сложной формы.

-          Восприятие – это целостный образ предмета, явления, непосредственно данный в живом созерцании. Это синтез отдельных ощущений.

-          Представление – образное воспроизведение в человеческом сознании ранее воспринятого им объекта.

         Рациональное познание – это познание действительности на основе абстрактного мышления и логических рассуждений.

–        Понятие – форма мышления, обобщенно выражающая наиболее общие и существенные черты той или иной группы объектов (дерево).

–        Суждение – форма мышления, в которой посредством логических соединений соответствующих понятий что-либо утверждается или отрицается (Киев – столица Украины).

–        Умозаключение – форма мышления, в процессе которого из одних суждений выводятся другие, новые суждения. (Например, - кислород – газ. Все газы сжижаемы. Следовательно - кислород сжижаем.)

                 Рациональное связано не только с чувственным, но и с другими – внерациональными формами познания, такими как воображение, фантазия, интуиция. Формами умозаключения являются теории и гипотезы.

          Познание неразрывно связано с практикой. Она является основой познания. Практика является  и целью познания.

         «Великая цель образования не знания, а действия на основе полученных знаний». Г. Спенсер.

         Практика – источник познания, так как дает ему фактический материал для обобщения и исследования, вооружает познание необходимой материальной базой. И, наконец, практика – критерий истины, путь к которой сложен, труден и противоречив. Постоянный спутник истины – заблуждение, то есть  знание не соответствующее своему предмету.

         Истина – правильное, адекватное отражение действительности, воспроизведение ее такой, какова она есть, независимо от нашего сознания, то есть она всегда объективна. Например, - «Все тела состоят из атомов» – объективная истина. Но полная ли? В связи с этим различают две формы объективной истины: абсолютную и относительную.

       Первая – это предельно точное, полное, законченное знание объекта. Обладать ею целиком невозможно, ибо объективный мир, который она могла бы отражать, неисчерпаем и не остановим в своих изменениях.

       Вторая, то есть относительная истина, - тоже объективное, но не полное знание, которое впоследствии может дополняться. Она отражает объективную истину на определенном этапе исторического развития общества. Каждая относительная истина содержит в себе долю абсолютной.

          Вывод. Человеческие знания всегда относительны. Познание – это процесс смены одних относительных истин другими, более точными и полными. Абсолютная истина складывается из множества относительных, и, чем выше уровень нашего познания, тем полнее мы приближаемся к абсолютной истине. Но процесс этот бесконечен. Диалектика познания – от «живого созерцания» к абсолютному мышлению, а от него к практике – таков путь постижения истины.