История и современность философии высветили два противоположных взгляда на развитие мира, два способа мышления – метафизику и диалектику.

Метафизика рассматривает предметы и явления вне их взаимосвязи и развития. Диалектика рассматривает их во взаимодействии и развитии. Таким образом -  диалектика - это наиболее полное и всестороннее учение о развитии. Её основными принципами являются:

 - принцип развития – особый вид изменений, отличающийся

 обязательными качественными преобразованиями и необратимостью.

           -  принцип всеобщей связи, т.к. развитие осуществляется посредством

   взаимосвязи явлений между собой. Взаимодействие предметов и

   явлений выступает общей причиной их возникновения и развития;

-  принцип детерминизма, означающий, что все  процессы и явления

  детерминированы, т.е. возникают, развиваются и уничтожаются

  закономерно, в результате действия определенных причин.

Наиболее общие понятия, отражающие существенные закономерные связи между процессами и явлениями реальной действительности и познания, - называются категориями. Философские категории являются универсальными. Они отражают всеобщие свойства, связи предметов и явлений, то есть такие, которые присущи всем явлениям, предметам реального мира и познания без исключения. Взаимосвязь философских категорий проявляется в их «парности».

Единичное и общее. Первое – это индивидуальные, неповторимые черты предмета, которые отличают его от всех других ( в т.ч. и качественно подобных ему) материальных объектов. Второе – это общие черты, объединяющие  самые различные объекты и делающие их в чем-то похожими друг на друга. Диалектика единичного и общего проявляется в их неразрывной связи и в тесном взаимодействии. Например, - новый образец одежды (единичное), став модным, превращается в общее.

Окружающую действительность можно воспринимать на разных познавательных уровнях: с проникновением в суть или на поверхностном уровне. Поэтому различают следующую пару категорий сущность и явление. Сущность – это внутренняя основа вещи, её «душа», часто скрытая от взора, выражающая общий смысл объекта в целом. Явление – это внешнее отражение, то, чем данная вещь представляется. Это то, что лежит на поверхности, т.е. наблюдаемо. Их диалектика проявляется в том, что, с одной стороны, они едины: сущность обнаруживает себя через явления, а явление есть отражение сущности; с другой стороны, - они не совпадают друг с другом. Более того, явление может искажать сущность. (Например, - движение Солнца по небу создает неверное представление о его вращении вокруг Земли).

От сущности и явления следует отличать содержание и форму. Первое – это те основные элементы в их взаимосвязи, которые образуют  данный предмет или явление. Второе – это структура, организация содержания, способ существования этого содержания. Содержание и форма существуют в единстве, однако это единство противоречиво, т.к. содержание это определяющая и более активная сторона, а форма – определяемая, более консервативная. В то же время форма имеет относительную самостоятельность, она активно воздействует на развитие содержания (например, - часы будут часами, если их  содержанию придать определенную форму, т.е. определенную взаимосвязь деталей).

Одним из важнейших типов всеобщей связи является причинно следственная связь. В ней причина – это  то, что вызывает следствие, а следствие – результат действия причины. В обыденной жизни определить причину бывает не так уж сложно. Например, - нагрев или охлаждение тел служат причиной изменения их агрегатного состояния. Однако, при решении сложнейших вопросов науки и философии, такой подход неприемлем. Причинность носит всеобщий характер. Нет и не может быть беспричинных явлений. Причина и следствие могут меняться местами.

Для анализа развития необходимы ещё две пары категорий. Необходимость – это такая однозначная ПСС, при которой данное явление – причина –обязательно влечет за собой определенное явление – следствие. Случайность – это такая ПСС, при которой та или иная причина может вызвать (а может и не вызвать) любое из множества различных следствий. Возможность – это предпосылка возникновения какого-либо явления, а действительность – уже осуществленная возможность. Выделяют абстрактную и реальную возможность. Реальная – это такая возможность, для которой в данный момент есть все условия превращения её в действительность. Абстрактная – это такая возможность, которая в принципе осуществима, но в данных условиях не может быть реализована.

Всеобщность взаимосвязей и развития конкретизируется в основных законах диалектики. Первым среди них является закон единства и борьбы противоположностей. Он отвечает на вопрос: почему происходит развитие, т.е. вскрывает источник развития. Закон утверждает, что источником всякого развития является возникновение, нарастание и разрешение основных, внутренних противоречий, т.е. источником развития являются диалектические противоречия, – отношения единства и борьбы.

Закон перехода количественных изменений в качественные отвечает на вопрос: как происходит развитие, т.е. вскрывает механизм развития. Закон утверждает, что изменение качества объекта или процесса происходит тогда, когда накопление количественных изменений достигает определенного предела. Две стороны процесса или явления, – качество и  количество, -  тесно взаимосвязаны и в пределах меры существуют в единстве. Мера – это тот интервал количественных изменений, в рамках которых предмет остается самим собой, т.е. в своем качестве. При переходе меры наступает скачок, т.е. качественные изменения (например, - жидкость в пар или твердое вещество).

Закон отрицания отрицания отвечает на вопрос: в каком направлении идет развитие, т.е. показывает его направленность. Закон утверждает, что развитие природы и общества происходит, как бесконечная цепь диалектических отрицаний старого новым на основе преемственности, как частичное повторение старого, но уже на более высоком уровне и в новых формах, как в целом поступательное движение, но не по прямой и не по кругу, а по сложной их комбинации – как бы по ломанной спирали.