Высшей и основной формой познания является наука. Наука – это не только система знаний, но и деятельность, подчиненная производству знаний. Её главной целью является объяснение мира и производство нового знания: фундаментального и прикладного. Выявление закономерностей изучаемых феноменов обычно происходит по схеме: проблема – гипотеза – теория.

Проблема – это то, что ещё не известно, но требует познания.

Гипотеза – это форма знания, содержащая обоснованное предположение относительно сущности объекта. Она проходит проверку практикой, которая и служит критерием её истинности. Научное познание венчает теория. Теория – это форма научного знания, которая даёт всестороннее отображение закономерных и существенных связей исследуемого объекта.

Научное познание не может обойтись без методов. Метод представляет собой систему принципов, приёмов и требований, которыми руководствуются в процессе познания. В арсенал методов и приёмов научного познания входят:

-          абстрагирование – мысленное отвлечение от несущественных сторон и свойств предмета, процесса или явления и сосредоточение внимания на главном, существенном. Например, чтобы сформулировать понятие «товар», необходимо во-первых – отвлечься от несущественных конкретных черт (веса, цвета и т.д.), во-вторых – выделить то общее и существенное, а именно, что эти продукты труда изготовлены для продажи;

-          анализ – разложение изучаемого объекта на составные части. Например, действие рыночного механизма рассматривают через спрос, предложение, цену и конкуренцию, т.е. через основные атрибуты рынка;

-          синтез – операция, объединяющая в целое части и тенденции объекта;

-          индукция – движение мысли от частного к общему. Например, - вода, нефть, спирт – упруги. Все они являются жидкостями. Значит жидкости – упруги;

-          дедукция – от общего к частному. Например, все металлы электропроводны. Медь – металл. Значит медь – проводник;

-          аналогия – установление сходства между объектами на основании некоторых признаков свойств;

-          моделирование – метод исследования, при котором объект исследования замещается другим объектом, находящимся в отношении подобия с первым;

-          наблюдение – это систематическое восприятие предметов и явлений, опирающееся на чувственные формы познания;

-          эксперимент – прием исследования, при котором объект ставится в точно учитываемые  условия или искусственно воспроизводится с целью выяснения тех или иных свойств.

         В научном познании существуют два основных уровня: эмпирический – преобладает живое созерцание, и теоретический, при котором преобладают рациональные, абстрактно-логические формы.

          Таковы основные формы и методы научного познания.

           Общество ХХ1 века, судя по всему, будет поляризованным, ибо уровень знаний у разных людей станет различным. В связи с этим огромное значение приобретает самообразование. Не физический труд, а интеллектуальная осведомленность будет обеспечивать место человека в постиндустриальной цивилизации.