«Человек есть мера всех вещей» - утверждал древнегреческий философ Протогор (около 480-410 до н.э.). Как Вы понимаете мысль древнегреческого мудреца? Достоин ли человек быть мерою всех вещей? На эти вопросы ищет ответы философская антропология. В этой лекции мы попытаемся ответить на такие вопросы: «Что такое человек?», «Чем он отличается от других природных созданий?», «В чем выражается сущность и человеческая природа?», «Каково предназначение человека?».

 Как Вам известно, древние эллины создали культ человеческого тела. Даже Боги приняли у них облик человека. Открыв душу они понимали ее как производное от телесного. И хотя тело и дух едины, все же на первом месте у древних греков было телесное. В греческой философии и искусстве природа человека, его облик, его образ, его тело – ничто не подлежало сомнению. Все представляют идеалом совершенства и гармонии, которые непосредственно даны ему космосом, т.е. образ человека был космоцентричен.

 Но уже и концу древней эпохи эллинские представления о человеке сменились другими воззрениями. Сенека, например, считал, что индивид нравственно не стоек и не может противостоять всесильному пороку, что в самом человеке заложена греховность. Тело и этому времени стало рассматриваться лишь как временное хранилище души. Культ тела сменился прославлением нетленной души, которая понималась как чистая и неприкосновенная. Такие взгляды на человека получили дальнейшее развитие в христианстве. В средневековье образ человека становится теоцентричным.

Человек был поставлен в зависимость от Бога, а не от природы, как это было в античности. Он создан «по образу и подобию Божьему», он царь природы и Венец творения. В христианстве произошла дискредитация человеческого тела, т.к. оно отвращает человека от высшего предназначения – служению Богу. Несовершенства человека вызвано грехопадением, а отнюдь не изъянами господнего творения. Религия, тем самым, хотя и изобличала греховность плоти, не ставила под сомнение полноценность самой человеческой природы.

Бессмертная душа была противопоставлена смертной плоти. Заботиться нужно только о спасении души, в т.ч. и при помощи истязания тела. Подлинной святостью окружается лишь фигура аскета, великомученика. Чтобы приблизиться к идеалу, верующие бичевали свое тело, а иногда и наносили себе увечья.

Преодоление телесных влечений было возведено в принцип. Даже самые невинные наслаждения объявлялись непозволительными. Победа над голодом, жаждой, сном, половое воздержание становились смыслом земного бытия. Даже знания человека не может добыть самостоятельно. Они открываются ему в откровении Божьему.

В эпоху Нового времени образ человека антропоцентричен. Бог постепенно смещается на периферию человеческой жизни. Человек отрывается от него. Он теперь верит не только в Бога, но и в себя. Глаза, в течение веков обращенные на небо, обратились внутрь человека. Главной сферой человеческой деятельности становится познание, через экспериментальную науку. Миром управляют разумные законы, следовательно человек способен их познать и использовать для своего блага. Таким образом, христианская идея движения истории к Царству Божьему была секуляризирована в идею исторического прогресса.

Именно в Новое время на смену тристической концепции происхождения человека приходит антропосоциогенез, объясняющий процесс возникновения и развития человека с помощью таких факторов как труд, язык, сознание и нравственность. Но здесь немало загадок. Например, т.н. «недостающее звено» в эволюции человека. Американские генетики считают, что все люди на земле произошли от одной праматери и было это около 350 тысяч лет тому назад. Но человек начал расселяться по земле лишь 100 тысяч лет тому назад. Где же он блуждал 250 тысяч лет? Человек плохо приспособлен к существованию в земных условиях. На планете нет другого существа, столь уязвимого от климатических условий и капризов погоды. Суточный ритм человека не 24, а 30 часов, т.е. его биологические часы не соответствуют земным ритмам.

Все это породило инопланетарную версию происхождения человека. «Это мир чужд человеку. Не здесь он появился, не здесь он приобрел мощнейший мыслительный аппарат, который используется лишь на 10%. Не может природа быть столь нерациональной», - утверждают представители данной версии.

В 19-м веке, получила распространение трудовая теория происхождения человека, которая утверждает, что именно труд создал человека. В ходе трудовой деятельности развивался мозг, достигалось все более тесное сплочение людей и возникла потребность в общении. Таким образом, орудийная деятельность, сплочение в общество, речь и мышление, - считают представители данной теории, - есть решающие факторы превращения человекоподобной обезьяны в человека.