Прежде чем перейти к рассмотрению собственно философских проблем целесообразно выделить в составе человеческого бытия три части – дух, душа и тело.

Понятие духа первоначально имело исключительно религиозный смысл. Со временем понятие духа приобрело более широкий смысл. Дух – это сфера ценностей неутилитарного характера, это сфера идеалов человека.

Понятие души более древнее. Оно сопоставимо с понятием духа, но тождественно ему. Душа – переживания, впечатления, мысли. В этом понятии присутствует интимно-личностный аспект.

Понятие тела отражает материально-вещественную сторону человека. Конечно, человек не есть бесплотный, т.е. бестелесный, дух. Но очевидно, что тело, не есть сам человек. Видимо, не все в человеке является собственно человеческим. Человеческое, с одной стороны, не есть скотское. С другой – человеческое не есть «ангельское». Собственно человеческое располагается между животной и идеальной сторонами человека. Следовательно, человек – это возможность стать человеком. Это свобода выбора. Вот мы и подошли к одной из главных философских проблем человека – проблема свободы.

Свобода – философское понятие, отражающее неотъемлемое право человека реализовать свою волю. Вне свободы человек не может реализовать богатство своего внутреннего мира и своих возможностей. Свобода общечеловеческая ценность, ибо только будучи свободным человек может быть счастливым.

Счастье – чувство глубокого наслаждения, состояние удовлетворенности человека своей жизнью, ее смыслом, целью и достигнутым результатом.

Но, абсолютной свободы нет и быть не может, т.к. человек не свободен от природных и социальных законов. Свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого человека. Свобода, если она не соотнесена с требованиями нравственности, целесообразности, интересами общества и человечества, легко превращается во вседозволенность.

Со свободой связана ответственность личности. Без свободы нет ответственности. Если человек не свободен, если он постоянно в своих действиях детерминирован, то он не отвечает за свои действия.

Проблема свободы и необходимости впервые была сформулирована Спинозой, который показал, что свобода действий человека определяется степенью их разумности. Гегель утверждал, что свобода – это осознанная необходимость.

Одним из главнейших вопросов философской антропологии является вопрос о смысле человеческого существования.

Человек – телесное существо. Природно-биологическая организация человека обуславливает признание того, что он, как и все живое не земле, смертен. Осознание этого способно претвориться в позицию ответственности за свою жизнь. Если каждый индивид смертен, ради чего он живет? Есть ли какой смысл человеческой жизни? Вопрос о смысле жизни это вопрос о предназначении человека. Не почему? А для чего живет человек? «Есть только один фундаментальный вопрос философии, - пишет французский философ Альбер Камю, - стоит или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить?».

Среди множества подходов к данной проблеме можно выделить три главных:

-         смысл жизни изначально присущ самой жизни;

-         смысл жизни лежит за пределами жизни;

-         смысл жизни созидается самим человеком.

Для первого подхода наиболее характерно религиозное истолкование жизни. Главный смысл земного бытия индивида состоит в том, чтобы подготовиться к жизни вечной. А для этого необходимо прожить ее так, чтобы обеспечить себе достойное место «в иной жизни», соотнося все дела и поступки с заповедями Божьими.

   В основе второго подхода лежит секуляризованная религиозная идея. Человек способен переделать мир на началах добра, любви и справедливости. Движение к этому есть прогресс. Прогресс предполагает цель, которая придает смысл человеческой жизни. Т.е. смысл жизни в переделывании мира для счастья будущих поколений.

В соответствии с третьим подходом, жизнь не имеет смысла, проистекающим из прошлого или будущего, тем более, из потустороннего мира. Люди сами сознательно или стихийно, намерено или невольно придают смысл своему бытию.

 Еще один момент. Каждый человек в жизни выполняет ряд социальных ролей. Смысл жизни, по всей видимости, связан с количеством и качеством этих ролей, повседневным самоутверждением человека. Когда человек счастлив его жизнь имеет смысл.