Поможем написать любую работу на аналогичную тему
Говорить о рождении философии в России более или менее определённо можно, начиная с XIX века, хотя перед этим шёл бурный процесс предпосылок такого зарождения – появление русских мыслителей, занимающихся исследованиями вопросов, связанных с человеком и его ролью в окружающем мире (например, Ломоносов, Радищев и др.).
Первые философские идеи (в той форме, в которой они выражались в Западной Европе) были изложены П.Я. Чаадаевым (1794-1856) в произведении «Проблема специфики и особенностей российского пути развития». Его взгляды были в основном идеалистичны и носили религиозно-мистический характер. Он делил мир на физический (природный) и духовный (человеческий). Для первого характерны определенные Творцом (Богом) протяженность вещей и их «вержение» (вращение) относительно друг друга. Второй же характеризуется мышлением, волей, нравственными законами, также данными людям Богом.
В общем, говоря о русской философии XIX в., можно выделить два основных направлениях – славянофилы и западники.
Основная идея славянофилов, к которым относились И.В. Киреевский (1806-1856), А.С. Хомяков (1804-1860) и др. – тотальность, т.е. подчинение личности обществу. Она опирается на:
1) обоснование необходимости для России особого (славянского) пути развития, где стержнем для объединения нации выступает православие (т.н. вселенский собор);
2) идеализирование общинного уклада жизни российской деревни;
3) возвеличивание покорности народа по отношению к власти.
Основная идея западников – философия индивидуальности, которая основывается на следующем:
1) ориентация развития России на западный тип цивилизации;
2) критика православия и отрицание религиозности как характерной черты российского человека;
3) способствование проникновению и распространению идей западноевропейской философии в Россию (так, например, именно благодаря Герцену россияне познакомились с философией Гегеля).
Рассматривая это направление, следует выделить две тенденции развития взглядов:
а) позиции материализма, атеизма, революционной демократии – В.Г. Белинский (1811-1848), А.И. Герцен (1812-1870), Н.П. Огарев (1813-1877) и др.;
б) позиция идеализма, буржуазного либерализма – К.Д. Кавелин (1818-1885), В.П. Боткин (1811-1869) и др.
Ко второй позиции одно время примыкал и будущий теоретик анархизма М.А. Бакунин (1814-1876).
Характерной чертой русской философии является то, что представителями философской мысли зачастую являлись писатели (например, Л.Н.Толстой, Н.Г.Чернышевский, Ф.М.Достоевский и др.), искавшие в своих художественных и публицистических произведениях ответы на глубочайшие вопросы человеческого бытия: «Что есть человек? Для чего он живёт? Каковы должны быть отношения личности с обществом? Что такое зло и добро?».